Пьеса «Калигула» написана выдающимся представителем французского экзистенциализма Альбером Камю (1913–1960). В процессе художественной обработки исторического материала Камю отказывается от конкретно-исторического анализа и рассматривает главного героя как человека абсурда и носителя своей философии о сути смерти и жизни. Историю о кровавом тиране римском императоре Калигуле (12–41 гг. н. э.), который отличался чрезвычайной жестокостью и властолюбием, что вызывало недовольство сената и преторианцев, убивших его, писатель превратил в рассказ о носителе метафизического бунта.
Главной причиной обращения к этому произведению режиссер называет горячее желание исследовать сущность и мотивы заглавного героя. Что им движет? Почему автор к нему относится по-особенному? В чем гений Калигулы? Он сумасшедший или единственно разумный в окружении своих подданных?
«…Большинство людей подобны мне. Они не способны жить во Вселенной, где самая причудливая мысль в единый миг может стать реальностью». Альбер Камю. Калигула
Множество вопросов, которые вызывает заглавный герой своим поведением, словами и решениями, стали первопричиной того, что в сценическом варианте наибольший акцент сделан на сцены только с Калигулой. В спектакле эти эпизоды будут разделены отдельными музыкальными номерами, над которыми работает композитор Виталий Истомин.
Основной музыкальный стиль, который будет сопровождать все действо, близок к року. Впрочем, режиссер обозначил в качестве жанр своего спектакля не иначе, чем РОК-ДРАМА. Рок – музыкальный стиль, рок – неизбежность судьбы, рок – проклятие, рок – трагедия художника и тирана…
В интервью интернет-изданию zvzda.ru режиссер Борис Мильграм так выразил суть своего замысла и феномен заглавного героя: «В этом спектакле я задаю себе вопрос: как человек превращается в монстра? Ведь изначально Калигула – художник. Да, в истории он был римским императором. Но до того, как с ним произошло какое-то потрясение, сделавшее его монстром, в его природе были черты художника. Я начинаю понимать с территории XXI века, что все монстры, которые сыграли свою роль в истории XX века и ранее, тоже имели невероятные идеи. Настолько невероятные, что они были сродни художественным. И побуждения этих правителей изначально были светлыми. А превратились их идеи в ужас. Где грань? Пока художник остаётся художником и апеллирует к образам, к зрителю, читателю, слушателю, невероятность его замыслов рождает красоту произведения искусства. Когда же художественное сознание совмещается с неограниченной властью, происходит катастрофа. Я хочу проследить эту метаморфозу в человеке: он хочет осчастливить мир, а вместо этого губит его».
В качестве автора сценографии на постановку спектакля «Калигула» приглашен выдающийся российский художник Эмиль Капелюш. Заслуженный художник России, Лауреат национальной театральной премии России «Золотая маска» Эмиль Капелюш сочинил художественное пространство, в котором герои будут все время находиться в «зоне опасности», на краю. И только сильнейшим и хитрейшим удастся найти спасительный уровень баланса в этом сконструированном мире тирана-художника.
Художник по костюмам будущего спектакля Театра-Театра «Калигула» Яна Глушанок намеренно отказалась от стилизации одежд под эпоху Римской империи. Все персонажи облачены в платья и костюмы строгого кроя и сдержанного фасона.
Лауреат премии «Золотая маска» Александр Мустонен выступит в пермском спектакле «Калигула» в качестве художника по свету.
В заглавной роли – Альберт Макаров. Также в спектакле заняты Евгения Барашкова, Алексей Каракулов, Михаил Чуднов, Александр Гончарук, артисты и стажерская группа Театра-Театра.
Премьера спектакля «Калигула» назначена на 27 и 28 января 2017 года. Генеральный прогон 26 января 2017 года.