По словам ученых, эффективное управление такими сложными системами позволит обеспечить опережающее развитие наиболее важной области российской экономики – ее теплоэнергетической сферы, в том числе транспортной составляющей.По мере развития общества и техники мы имеем дело со все более сложными системами, в частности, техническими. Усложнение может повысить их неустойчивость. Системы на основе жестких ограничений действуют быстро и эффективно, но их работа сопровождается перенапряжением, повышенным расходом энергии и других ресурсов. Они отличаются меньшей работоспособностью и производительностью и большими рисками. Поэтому более рациональными являются динамически устойчивые системы, которые способны быстро возвращаться в исходное состояние после возмущений. В них происходят активные взаимосвязанные и взаимовлияющие непрерывные процессы обмена веществами, энергией и информацией и их преобразования, - рассказывает один из разработчиков, профессор кафедры инновационных технологий машиностроения Пермского Политеха, доктор технических наук Сергей Белобородов.
Разработка пермских исследователей сможет увеличить точность сборки роторов и валопроводов. Это позволит усовершенствовать продукцию в сфере машиностроения и повысит ее конкурентоспособность. Сейчас наладку оборудования при возникновении внештатных ситуаций производят на месте монтажа или в ходе эксплуатации. Технология ученых Пермского Политеха позволит избежать этих проблем, улучшив управление сложными системами.
Применение разработки помогло снизить виброактивность роторов в 10 раз. В частности, ученым удалось добиться показателей, которые не имеют аналогов в мире: на агрегате мощностью 10 Мвт при частоте вращения 150 Гц вибрация валопровода составила 4–6 мкм.Технологию можно использовать при строительстве, изготовлении, наладке и ремонте турбоагрегатов и силовых агрегатов большой мощности. В частности, это силовые установки электростанций, компрессорных станций, речных и морских кораблей. Разработку в тестовом режиме уже внедрили в производство НПО «Искра» и установили, что технологический процесс управляемой сборки снижает динамические нагрузки на опоры и гибкие элементы валопроводов в 3–5 раз, – поясняет исследователь.
Исследователи отмечают, что применение технологии позволило сэкономить 20-30 % средств, исключив часть операций балансировки. Кроме того, им удалось снизить трудоемкость технологических процессов и заменить эти операции виртуальным моделированием. В результате разработка позволила снизить объем работ и повысить точность сборки.
По словам ученых, технология готова к использованию на заинтересованных предприятиях. Процесс внедрения, по их оценкам, займет около 2-3 месяцев.