
Работа пермских ученых опубликована в журнале «Вестник ПНИПУ. Аэрокосмическая техника», 2022.
Для описания турбулентных течений жидкости или газа в двигателе используют математические модели, называемые моделями турбулентности. Они позволяют экономить вычислительные ресурсы, но из-за упрощений не всегда дают достоверные результаты расчетов. Поэтому для исследования теплового состояния лопаток газовых турбин необходимо проводить дополнительную проверку и настройку используемой модели турбулентности.Одной из ключевых технологий, которая обеспечивает надежность современных газовых турбин, является охлаждение ее лопаток. Для этого лопатки делают полыми, со сложной системой каналов, по которым циркулирует сравнительно холодный – 500-700 °C – воздух. Таким образом, осуществляется конвективное охлаждение. Далее через ряды отверстий воздух выпускается на поверхность и формирует тонкую пленку, препятствуя контакту лопатки с горячим газом. Такой вид охлаждения называется пленочным, – рассказывает аспирант кафедры авиационных двигателей ПНИПУ, инженер-конструктор-расчетчик отделения турбин АО «ОДК-Авиадвигатель» Станислав Пискунов.
Работа пермских ученых позволит решить проблемы надежности и стоимости жизненного цикла газотурбинных двигателей. Более точное прогнозирование теплового состояния лопаток позволит еще на этапе проектирования избежать проявления в эксплуатации многих дефектов турбины и, тем самым, сократить затраты на ремонт двигателя.Наша основная задача заключалась в том, чтобы определить, насколько корректно модель турбулентности прогнозирует эффективность основных видов охлаждения лопаток турбин. Для этого мы провели ряд расчетов воздушной пленки, которая выпускалась на поверхность пластины, омываемой горячим газом. Полученные результаты мы сравнили с результатами эксперимента, описанного в научной литературе. Так удалось определить, какие значения констант модели подходят для задач пленочного и конвективного охлаждения, – рассказывает аспирант кафедры авиационных двигателей ПНИПУ, инженер-конструктор-расчетчик отделения турбин АО «ОДК-Авиадвигатель» Денис Попов.