Восприятие макроэкономической ситуации продолжает оставаться очень негативным: оно изменилось незначительно, с минус 76 до минус 72. Ожидания от изменений ситуации в стране чуть улучшились, с минус 44 до минус 37.
Исследование выявило новый тренд: малый бизнес пересматривает ценовую политику. Если ранее на протяжении длительного времени компании сокращали маржу в пользу потребителя, понижая цены и предлагая различные скидки, акции и маркетинговые предложения, то сейчас растет доля компаний, которые перешли к повышению цен. Это связано, в первую очередь, с ослаблением рубля и ростом издержек бизнеса, особенно в случае использования импортного сырья и оборудования. Также это может говорить о том, что малый бизнес исчерпал внутренние ресурсы, опустив планку прибыльности до минимальных уровней на фоне роста кредитной нагрузки. В следующем полугодии можно ожидать постепенного удорожания товаров и услуг.
Чтобы преодолеть последствия пандемии, 90% компаний предпринимали действия по сохранению клиентов и повышению их лояльности. В первую очередь, они улучшали качество сервиса (37%), предлагали новые товары и услуги (35%). 29% опрошенных зафиксировали цены. Еще 29% компаний ввели отсрочку платежей для своих клиентов. В большей степени это касалось сфер оптовой торговли, персональных услуг, образования и медицины. Доля компаний, повысивших цены, выросла с 3% до 8%. При этом 55% компаний делали акцент на онлайн-форматы взаимодействия с клиентами, 65% вкладывались в автоматизацию процессов.
Оценивая текущую ситуацию в своем бизнесе, опрошенные отмечали негативное влияние санкций (33%), особенно в оптовой, розничное торговле и производстве. Основные проблемы, с которыми сталкивался бизнес — снижение спроса и покупательской способности (47%), высокие налоги (44%), недостаток средств (38%), отсутствие поддержки государства (35%). Представители малого бизнеса стали чаще отмечать проблемы, связанные с коррупцией (17%) и частыми проверками проверяющих органов (11%), а также трудности перестройки бизнес-процессов под требования новых законов (13%).
Говоря о своем будущем, предприниматели отмечали, что наибольший положительный эффект могут иметь снижение налоговой нагрузки (69%), повышение потребительского спроса (59%) и смягчение политики банков в кредитовании бизнеса (38%).
С начала пандемии треть компаний получила внешнюю поддержку: 15% от государства, 14% от арендодателей, 10% от партнеров по бизнесу, 6% от поставщиков и подрядчиков, 5% от банков. При этом наиболее полной была помощь партнеров по бизнесу, поставщиков и подрядчиков. Оставшиеся 65% ответили, что не получили специализированной антикризисной поддержки. 17% компаний брали деньги взаймы у третьих лиц, 28% воспользовались традиционными банковскими услугами.