– Юбилей – это повод оглянуться назад и подвести итоги. Думаю, разговор о предприятии надо начать с самого его рождения. Как «Торгмаш» появился на пермской земле?
– Днем рождения завода считается 9 декабря 1941 года. В этот день была выпущена первая продукция пермского завода №169, такое обозначение имел наш завод в годы войны, – продукция военная. Как и многие другие пермские предприятия, завод был эвакуирован на Урал в годы Великой Отечественной войны из Харькова. Тогда это был завод «Механолит» – одно из крупнейших советских предприятий Наркомторга с передовыми по тем временам «американскими» технологиями и оснащением. Продукция предприятия была предназначена для мирного времени – оборудование для торговли и массового общественного питания.
– Но в военное время назначение продукции изменилось?
– Этого требовали ситуация, военная обстановка. Страну нужно было защищать, нужны были пушки, танки, боеприпасы… В 1941–1943 годах в Пермь был эвакуирован Народный комиссариат боеприпасов СССР. Многие заводы, выпускающие до войны оборудование для торговли, сельского хозяйства, других отраслей – абсолютно мирную продукцию, были перепрофилированы на выпуск боеприпасов в сжатые сроки. И наш завод №169 стал выпускать боеприпасы для бомбардировочной авиации. Все для фронта, все для Победы – под этим девизом тогда жила вся страна.
– Для этого нужны были специалисты.
– Ведущие специалисты предприятия, 50 человек, приехали в Пермь вместе с заводом. Переучивались на выпуск авиационных бомб буквально на ходу. Работали по–фронтовому, до победы. Завод за отличную самоотверженную работу неоднократно награждался грамотами Молотовского горкома ВКП(б).
А продукция для торговли и общепита выпускалась и в военные годы – это складские весы, котлы, гири и ручные мясорубки производительностью до 60 кг фарша в час. Поэтому можно сказать, что завод внес свой вклад в Победу и боеприпасами, и питанием бойцов нашей армии. Мы гордимся своим военным прошлым.
– После Победы многие предприятия так и остались на пермской земле. Почему «Торгмаш» не вернулся в Харьков?
– В СССР тогда была плановая экономика. Возвращаться предприятию было фактически некуда – Харьков пострадал во время войны, многие здания были разрушены. Поэтому и решено было жить заводу «Торгмаш» на пермской земле. И практически сразу после Победы перед предприятием была поставлена задача – обеспечить страну высокопроизводительным оборудованием для массового общественного питания.
– Для кого выпускается продукция «Торгмаша»?
– Постоянными заказчиками нашего предприятия были и остаются государственные учреждения всех уровней Минобороны, МВД, Минюста, Минздрава и Минобрнауки – войсковые части, детские сады, школы, институты, больницы, санатории и пансионаты, а также рестораны, кафе и столовые.
Еще в прошлом веке практически во всех школьных, институтских, армейских и больничных столовых Советского Союза стояли наши универсальные кухонные машины. Кроме того, продукция поставлялась в страны СЭВ, на Кубу, Йемен и так далее.
– Завод «Торгмаш» был также социально ориентированным?
– Конечно. Все крупные советские предприятия были социально ориентированы. «Торгмаш» был для Дзержинского района Перми градообразующим предприятием. Здесь только на прямом производстве работали полторы тысячи человек. Были у завода свой детский сад, свой пионерский лагерь, где отдыхали дети сотрудников. Помогало предприятие и подшефной школе.
Я учился в школе №92, здесь, в Дзержинском районе, и помню, как нас отправляли учиться по выбору на предприятия района – в качестве учебно–производственной практики в старших классах. Многие мои одноклассники тогда сделали выбор в сторону «Торгмаша». Я тоже проходил практику на заводе – но имени Дзержинского. Это было одно из крупнейших предприятий Перми. Думаю, многие помнят знаменитые бензопилы «Дружба» и «Урал»…
– Но сохранить завод имени Дзержинского, несмотря на все его заслуги перед Отечеством, практически не удалось. А вот «Торгмаш» – работает. Выпускает современную продукцию. Осваивает новые виды торгового оборудования. Почему так получилось?
– Потому, что здесь работали и работают люди, которые к производству относятся, как к родному дому, а к коллегам – как к родной семье. На заводе сложилась своя конструкторская школа, в цехах творческие, грамотные технические специалисты. В лихие девяностые брались за все, что могло помочь выжить заводу, к примеру, старались освоить выпуск тестораскаточной машины, форм для выпечки хлеба и так далее.
И еще один немаловажный фактор – в самые сложные годы нам помогла выжить универсальная кухонная машина – уникальная разработка. В советские времена была принята специализация торгового машиностроения, и как раз мы специализировались именно на выпуске УКМ, она входила во все проектные решения по школам, бюджетным учреждениям, и долгие годы благодаря этой машине и выживал завод.
– Значит, завод на плаву в тяжелые годы удержали специалисты?
– Да, именно. Завод выжил во многом благодаря команде профессионалов и тем наработкам, которые были сделаны ими за советские годы работы. В девяностые в связи с крахом плановой экономики резко упал спрос на продукцию «Торгмаша». Вот тогда и пришлось искать выходы из экономического тупика, в том числе новые виды продукции, новые рынки сбыта. Что–то получилось. Что–то нет. Когда отсутствовал спрос – наши конструкторы брались за все, что можно было продать и пополнить заводскую казну, начиная от спиртозаводов и заканчивая линиями для малых хлебопекарен, для колбасных цехов и так далее.
– Как же Вы пополняете кадры?
– Мы стараемся воспитывать кадры для своего предприятия. Заключили договоры с техникумом промышленных технологий и техникумом имени Славянова, ребята приходят к нам на производственную практику. Несмотря на достаточно высокий средний возраст работников завода, к нам в последнее время стали приходить молодые специалисты – главный технолог, в отдел продаж, в охрану окружающей среды, в рабочие профессии – токари, зубонарезчики, операторы ЧПУ. Следует отметить у молодых специалистов мотивированность труда, стремление к профессиональному росту, высокую грамотность. За свои профессиональные успехи часть из них уже попали на доску Почета предприятия.
– Каковы перспективы «Торгмаша»?
– «Торгмаш» получил толчок к освоению новых видов оборудования. Напомню, основным видом нашей продукции являлась универсальная кухонная машина (УКМ). Сейчас в Европе универсальные кухонные машины производят в только в Германии и на пермском заводе «Торгмаш». Эта машина профессиональная, она большая по мощности, обрабатывает очень много видов продуктов: овощи, фрукты, мясо, рыбу, картофель, сыры, сухари, орехи и т. п. Мы поставляли такие машины для организаций общепита, рассчитанных на массовое питание – более тысячи порций в день. Начистить тонны картофеля, «навертеть» сотни килограммов фарша – для этого и предназначен наш кухонный агрегат. Но сейчас для кафе и даже ресторанов требуются машины, рассчитанные на приготовление всего от 50 до 200 порций в день.
Большое распространение получает формат предприятий обслуживания «у дома», в пошаговой доступности. В этом сегменте открываются пекарни, кулинарии, магазины полуфабрикатов для домашней кухни. И мощность оборудования должна быть меньше – для применения в небольших помещениях.
Для удовлетворения потребностей малого и среднего бизнеса мы сориентировались на разработку и увеличение выпуска машин для коммерческого сегмента – более компактных и более дешевых.
Сейчас мы предлагаем большой ряд мясорубок, овощерезок, тестомесов и взбивательных машин, картофелечисток и иных видов оборудования различной мощности для малых, средних и крупных предприятий общественного питания.
Некоторые виды уникальны. Например, рыбочистка РЧ–30. Кроме нас, подобную продукцию делают финны, только она в разы дороже.
В 2016 году на общероссийской выставке «Питание и рестораны» (PIREXPO) мы представили новинки: рыбочистку РЧ–30, мясорубку с червячным приводом М–80Ч, картофелечистку К150, овощерезку ОМ–350М. Овощерезка – совершенно новая разработка, «с нуля». И тоже понравилась многим потребителям, на выставке мы заключили ряд соглашений о сотрудничестве и достигли принципиальных договоренностей по поставке наших машин.
– В этом году вы попали в число лучших предприятий региона?
– Да, мы стали победителями в конкурсе «100 лучших товаров Прикамья». Сейчас ждем результатов федерального конкурса «100 лучших товаров России».
– Какова география поставки продукции завода?
– По сравнению с советским периодом, количество стран–партнеров снизилось. Сегодня мы поставляем наши машины в основном на рынок России, а также в Армению, Азербайджан, Казахстан, Узбекистан.
Одна из наших приоритетных задач – увеличить географию поставок в страны дальнего и ближнего зарубежья.
– Кто основные соперники «Торгмаша»?
– Законодателями мод в нашем сегменте рынка считаются итальянцы и немцы. Много аналогичной продукции производят китайцы. Из бывшей советской системы такой завод есть в Барановичах – это наш основной конкурент и по номенклатуре, и по цене. Этот завод, кстати, один из последних, который был возведен в СССР. Оборудование там современнее, предприятие мощнее нашего, но мы не сдаемся. И сейчас работаем практически на равных. Наш рынок высококонкурентный, поэтому все время надо быть в движении, уделять внимание выполнению запросов и ожиданий потребителя, не срывать поставки и т. п. У нашего покупателя есть выбор на рынке, и это заставляет нас «вертеться».
Наши коллеги, дистрибьюторы, дилеры, конечные потребители отмечают, что за последние полтора года наше предприятие реально стало ближе к потребителям, потому что мы стараемся удовлетворять всем современным требованиям и даже пытаемся идти чуть впереди.
– А «Торгмаш» может стать предприятием, диктующим моду?
– Уверен – да. Хотя в текущий момент экономической ситуации на первом месте стоит все же не внешний вид, а качество, цена и функциональность, мы смотрим в будущее. Сейчас мы начали работу по улучшению внешнего вида наших изделий, хотим сделать их более современными, очеловечить. Работа ведется большая, и совсем скоро внешний вид нашей продукции изменится.
Помимо этого, мы ратуем за возрождение моды на домашние рецепты русской кухни в кафе, ресторанах и столовых: винегреты, капуста с клюквой, «пожарские» котлеты и сотни других блюд из национальных отечественных продуктов питания.
– Значит, предприятие успешно развивается?
– Проблем у нас тоже хватает, но мы стараемся их решать. Если говорить о проблемах, стоящих перед предприятием, то, прежде всего, – это состояние основных фондов. Оборудование имеет достаточно большой срок эксплуатации. Станочный парк физически изношен, и это является для нас сдерживающим фактором. Одним из главных направлений развития предприятия стали модернизация производства, его переоснащение, применение гибких технологий, замена на оборудование с ЧПУ. Это позволит более гибко переналаживать производство, осваивать выпуск новых изделий в короткие сроки. Программа техперевооружения предприятия разработана, и сейчас перед нами стоит задача привлечения инвестиций и обновления производства.
Уже многое сделано за эти полтора года. И останавливаться мы не намерены.
– Знаю, что на заводе активно работает общественность.
– Как и на всех крупных предприятиях России, на «Торгмаше» работает профсоюзная организация, заключен коллективный договор, в случае необходимости оказываем помощь и поддержку. На предприятии сохранен социальный пакет в полном объеме. Отсутствует задержка в выплате зарплаты.
Мы также продолжаем и другие лучшие традиции нашего завода. Развиваем спортивную жизнь предприятия, недавно провели в честь юбилея соревнования по настольному теннису, дартсу, бильярду. Проведены конкурсы фотографий, творческих поделок.
В этом году также возобновили проведение конкурсов профмастерства. Победители получают денежную ежемесячную надбавку сроком на год. И люди понимают, что работать профессионально – выгодно. Конкурс проходит по всем видам рабочих профессий и среди инженерно–технических работников. Думаем возродить и художественную самодеятельность. Но и сейчас наши работники готовят номера и сценки для наших торжеств в честь праздников. Например, в честь юбилея предприятия.
– Здесь теперь интересно не только работать, но и заниматься спортом, творчеством?
– Мы стараемся сделать жизнь заводчан интересной. После первого конкурса профессионального мастерства многие рабочие признались, что пожалели о том, что не сразу стали его участниками. Хотя в конкурсе участвовало достаточно большое количество работников.
На предприятии активно работает совет ветеранов. Ко Дню Победы и Дню пожилого человека мы обязательно встречаемся с нашими ветеранами. Устраиваем праздничный ужин в Месячник пожилого человека. В этом году праздник особо удался. Собралось около семидесяти ветеранов, был концерт, играли гармонисты, баянисты, вечер прошел особенно тепло. Ветераны долго не могли расстаться, вспоминали молодость, пели, танцевали. Трудно передать, как люди были растроганы нестандартным подходом к организации праздника.
Кстати, мы связь с нашими ветеранами не теряем. Ветераны – конструкторы, рабочие высокой квалификации – охотно делятся с молодежью предприятия своим опытом.
– Предприятие значимо и во властных структурах города?
– Как директор, я вхожу в совет директоров Дзержинского района, мы активно участвуем в общественной жизни района. Из районообразующих предприятий мы не ушли, всегда готовы поддержать инициативы районного, да и городского масштаба. И налоги во все уровни бюджета перечисляем вовремя и в полном объеме. Так что жизнь на предприятии кипит, перспективы у нас отличные. И юбилей – отличный повод для праздника.