Оперу Генри Пёрселла «Королева индейцев» Пермского академического театра оперы и балета увидит московская публика. 21 декабря оригинальная интерпретация этой оперы, сделанная Теодором Курентзисом и Питером Селларсом, будет исполнена в концертном формате на сцене московского театра «Новая опера». А 23 декабря лидер по количеству номинаций на «Золотую маску» среди музыкальных театров откроет фестиваль претендентов на награду на Новой сцене Большого театра.
Опера «Королева индейцев» в списках номинантов на премию «Золотая маска» упомянута 9 раз («Лучшая опера», «Лучшая работа дирижера в опере» (Теодор Курентзис), «Лучшая работа режиссера в опере» (Питер Селларс), «Лучшая женская роль в опере» (Джулия Баллок, Надежда Кучер), «Лучшая мужская роль» (Винс И, Кристоф Дюмо), «Лучшая работа художника в музыкальном театре» (Гронк), «Лучшая работа художника по костюмам» (Дуня Рамикова).
Премьера «Королевы индейцев» с огромным успехом состоялась 25 сентября прошлого года в Пермском театре оперы и балета. Проект является копродукцией трёх оперных домов Европы: Пермского театра оперы и балета им. П. И. Чайковского, Королевского театра (Teatro Real, Мадрид) и Английской национальной оперы (English National Opera, Лондон).
«Постановщики этого спектакля, Питер Селларс, получивший широкое признание благодаря своим оригинальным интерпретациям оперной классики, и дирижер-экспериментатор Теодор Курентзис, дополнили недописанную Пёрселлом оперу фрагментами из других произведений композитора: церковными антемами и «неоперными» песнями», - сообщает театр.
Теодор Курентзис, художественный руководитель Пермского театра оперы и балета, дирижер-постановщик оперы «Королева индейцев»:
«Королева индейцев» — это по-своему выпад против музыкальной повседневности. Каким-то мистическим образом все сложилось как нужно. Если бы мы согласовывали это с Пёрселлом, думаю, он бы одобрил нашу идею. «Королева индейцев» ни в чем не уступает опере «Дидона и Эней», в чем-то она, может быть, даже еще сильнее. «Королева» трагичнее, потому что жестче карает виновных. Но это опера не о политике. Она о любви и смерти».
Новая версия либретто «Королевы индейцев» основана на романе современной никарагуанской писательницы Розарио Агиляр The Lost Chronicles of Terra Firma/ «Затерянные хроники Terra Firma». В центре истории — судьба дочери вождя племени майя, которая становится трофеем испанского военачальника в период конкисты. Эта участь несет девушке и страдание, и счастье — королева индейцев мечется между любовью к завоевателю и болью за свой по-прежнему истребляемый армией пришельцев народ.
Визуальное оформление оперы подготовил американский художник Гронк. Сценография спектакля основана на символьной и цветовой орнаментике племени майя и Сапатистской армии — национально-освободительного движения, основанного в Мексике в 1994 году. Фоном для мизансцен служат яркие масштабные полотнища, по ходу спектакля приходящие в движение и оставляющие у зрителя ощущение ожившей, «задышавшей» картины.
Одним из главных действующих лиц постановки является хор пермского театра musicAeterna, выступающий попеременно в роли индейского племени и испанских конкистадоров. Коллектив настолько покорил европейскую публику и критику во время гастролей театра в октябре 2013 года в Мадриде, что оргкомитет премии Opera Award выдвинул Теодора Курентзиса и хор musicAeterna в число номинантов. А по версии экспертов российской театральной премии Casta Diva, спектакль стал «Событием 2013 годa».