Чтобы быть готовым к нестандартным ситуациям, каждому бизнесмену, помимо утверждённого регламента, следует ознакомиться с неофициальным кодексом налоговиков.
ПРАВИЛО 1: Извлекать выгоду из работы ИФНС.
В неофициальном кодексе налоговиков есть выгодные правила и список нарушений, за которые сотрудники ФНС не штрафуют. В их число входят, например, ошибки в страховой отчётности и онлайн-чеках.
Работа с ККТ строго регламентирована действующим законодательством. Согласно Федеральному закону № 54 (от 22.03.2005), продавец обязан выдать онлайн-чек покупателю при получении оплаты за товар. Нарушение данной нормы грозит налогоплательщику штрафом в 30 000 рублей.
В 2017 году индивидуальные предприниматели и юридические лица начали использовать онлайн-кассы. Фискальных накопителей не хватало, и налоговики договорились, что в течение некоторого времени не будут штрафовать нарушителей за не выданные или выданные с ошибками чеки. Единственным условием было обязательное предоставление покупателям документов об оплате: чек старой кассы или стандартный товарный чек.
В настоящее время нет недостатка в фискальных накопителях. Однако сотрудники ИФНС продолжают относиться к пользователям онлайн-касс лояльно. КоАП РФ, статья 14.5.
В частности, это касается проверки на правильность оформления онлайн-чеков. Первичные документы содержат большое количество реквизитов, так что продавцы зачастую допускают ошибки: забывают указать название товара, фамилию предпринимателя и т.п. По закону за эти нарушения положен штраф в размере 10 000 рублей, тем не менее налоговики не спешат наказывать нарушителей и ограничиваются письменным предупреждением и требованием перенастроить оформление онлайн-чеков. Задача предпринимателя — исполнить это требование и не допускать повторных нарушений.
Второй выгодный для налогоплательщика момент — лояльность сотрудников ИФНС к расчётам по взносам. Например, инспекторы не наказывают сотрудников за некорректно указанные в отчётах личные данные (Ф.И.О. в разделе 3 СНИЛС). Если вы обнаружили расхождения после сдачи отчёта, предоставьте в ИФНС пояснение стандартного образца.
ПРАВИЛО 2: Избегать неправомерных обвинений.
Если руководители компаний-партнёров или контрагентов знакомы или приходятся друг другу родственниками, инспекторы делают однозначный вывод об обоюдном уклонении от налогов. Взаимозависимость людей, которой в реальности может и не быть, определяют по схожим названиям компаний, обслуживанию в одном и том же банке или регистрации по одинаковому адресу. Обвинение в схемах также во многом связано с тем, что налоговики стали активно искать однодневок. Получателей необоснованных выгод вычисляют при помощи программы АСК НДС—2.
Ни один из указанных признаков не является доказательством схемы. Чтобы минимизировать риск обвинения, постарайтесь не попадать под критерии выявления налоговиками потенциальных уклонистов. Если вы столкнулись с неправомерными действиями инспекторов, обращайтесь в суд. Лучше подключить к делу опытного юриста уже на этапе составления искового заявления.
ПРАВИЛО 3: Проверять обязательность требований ИФНС.
Действующие в рамках неофициального кодекса служащие ИФНС меняют не только налоговые правила, но и трудовые. Например, могут потребовать поднять зарплату сотрудников до отметки выше среднеотраслевого значения. Это отличное решение для работников, но крайне проблемное — для руководящего или предпринимательского состава компании. Выгоды налоговиков от таких требований очевидны: повышение зарплаты обеспечивает нужные им показатели роста платежей по взносам, а выполнение плана инспекторами обеспечивает их премиальными. Предприниматели в этом случае вынуждены справляться с растущей нагрузкой на бизнес.
Выполнение этого требования не является обязательным: по закону, ИФНС не вправе проверять и тем более менять трудовые отношения. Согласно ТК, зарплата сотрудников не должна быть ниже минимальной, установленной действующим законодательством. Однако в случае возникновения конфликтной ситуации, спорить с налоговиками не стоит. Чтобы сгладить острые углы, лучше подготовьте официальное пояснение, почему зарплата каждого сотрудника ниже среднеотраслевых значений. В качестве причин можете указать небольшой срок работы предпринимателя, сложности с поиском покупателей и т.п.
ПРАВИЛО 4: Не бояться подавать в суд.
Налоговики предпочитают знать руководителя компании в лицо. Поводов для знакомства может быть несколько, но самый распространённый — действия через отчётность. Инспекторы могут просто отказаться принимать документы у доверенного лица, так что сдавать отчёты придётся руководителю лично. Отправка документов в электронном виде в этой ситуации не спасает: налогоплательщик получает уведомление о сбое в системе.
Ещё один вариант пригласить руководителя в ИФНС — блокировка счета. Помните, такая мера является незаконной и что налоговиков можно призвать к ответу с требованием возмещения. Проценты за блокировку можно истребовать по суду. Если директор компании не ведётся на уловки инспекторов, его могут вызвать в прокуратуру.
Бороться с неправомерными требованиями и пресекать незаконные действия ИФНС можно через суд. Решить проблему проще можно, придя в налоговую по первому требованию. Убедившись в том, что директор не номинальный, ИФНС, скорее всего, больше не станет применять подобных мер в отношении компании.
ПРАВИЛО 5: Внимательно вести бухучет.
В НК указана всего одна причина, по которой налогоплательщик может получить отказ в приёме деклараций на камеральную проверку: предоставление отчётов неуполномоченным физлицом. Тем временем по неофициальной договорённости, инспекторы могут также отказывать в приёме деклараций, если:
* Поставщиком не уплачены налоги. Если ваш контрагент не рассчитался с бюджетом, декларацию могут не принять. Ваша репутация как налогоплательщика при этом в расчёт не берётся.
* Главный бухгалтер работает удалённо. Такой формат организации учёта вызывает подозрения у налоговиков. Они считают, что удалённые бухгалтеры обслуживают однодневки, взаимозависимых лиц. В этом случае налоговики действуют тонко: сообщают оператору ЭДО о получении через конкретного бухгалтера недостоверных отчётов. Оператор отзывает электронную подпись, отчёты подвисают, и сдать их становится невозможно.
* Компания получила чёрную метку за недостоверные сведения в Госреестре.
Первые два пункта также касаются в полной мере субъектов МСП. Претензии к организации бухучета у налоговиков часто возникают не только к юрлицам, но и к ИП. Репутацию поставщиков тоже проверяют тщательно.
Если декларацию не принимают из-за налоговых долгов поставщика, подавайте жалобу на имя руководства ИФНС. В большинстве случаев до суда дело не доходит и отчётность принимают. Чтобы минимизировать риски, не допускайте претензий к главному бухгалтеру. Самостоятельно проверяйте контрагентов и не участвуйте в схемах. Отозванную оператором подпись главного бухгалтера восстановить крайне сложно.