Переход в среднее звено – очередной этап в жизни каждого школьника. Порой пятикласснику бывает так же сложно, как ученику первого класса. Новое расписание, незнакомые педагоги и много самостоятельности. Как узнать, готов ли ребёнок к этим трудностям?
Некоторые родители совершают ошибку, считая, что к пятому классу ребёнок уже совсем взрослый, привык к школе и можно расслабиться. На самом деле родителям стоит внимательней подойти к этому периоду школьной жизни сына или дочери.
Как помочь ребёнку адаптироваться к средней школе? Об этом рассказывает учредитель учебного центра «Современное образование» Марина Сорокина.
Ребёнок пошёл в пятый класс. Это сложнее или легче, чем первый раз в первый класс?
- Много общего. Пятый класс – это как будто из однокомнатной квартиры переезжаешь в большую десятикомнатную: с трудом запоминаешь, где что находится, в каждой комнате что-то своё. Требуется время, чтобы адаптироваться.
Насколько пятиклассник способен контролировать себя, своё время, школьное расписание? Другими словами – пора ли родителям дистанцироваться?
- Дистанцироваться родителям надо постепенно. И намного раньше, чем ребёнок попадёт в безбрежное море среднего звена. Учить самостоятельности нужно в течение всех четырёх лет начальной школы. Если вы решили, отправив своего пятиклассника 1 сентября в школу, что звонок прозвенел и для вас это сигнал свободы, то это не так. Трудности адаптации лучше пережить вместе, поддерживая ребёнка и параллельно отрабатывая навыки уверенной ориентации в новом пространстве, новом коллективе, новых отношениях с учителями.
В начальной школе многие задания дети делают с родителями (а бывает, что и родители вместо ученика). Как научить ребёнка самостоятельно выполнять задания – к примеру, сложные презентации, доклады и т. п.?
- Нужно научить ребёнка контролировать свои учебные дела. И если представить образно самоконтроль в виде мышцы, то, если все домашние задания делаете с ребёнком вы или репетитор, она уже изрядно атрофировалась. Не забирайте ответственность за школьные задания в свои руки. Будьте рядом, помогите с поиском книг, блесните интеллектом во время подготовки ребёнка к докладу, расскажите ему интереснейшие факты, дайте идеи, как его оформить. Но инициатива должна быть в руках ребёнка. Срок сдачи доклада – это его ответственность, поиск материала, отработка выступления может происходить с вашей помощью, но роли должны быть распределены правильно. Не мама каждый день напоминает: «Скоро сдавать доклад!», а ваш сын или дочь обращается к вам за помощью. Не давайте мышцам ответственности прийти в негодность из-за невостребованности.
Как помочь пятикласснику запомнить всех учителей и привыкнуть к новой школьной жизни?
- Я думаю, здесь не о чем беспокоиться. Это произойдёт само собой и гораздо быстрее, чем кажется родителям.
Стоит ли совмещать школу с дополнительными занятиями, кружками в этот год учёбы?
- Ребёнок всегда должен жить полной жизнью. Занятия танцами, музыкой, спортом, шахматами дают ему нисколько не меньше, чем география, биология, математика, русский язык. Человеческий организм требует развития всех участков мозга и тела. Спорт, музыка помогают хорошо учиться. Это законы природы.
И всё-таки пятиклассник – это уже подросток или ещё ребёнок?
- Пятиклассники – это самый чудесный нежный возраст. Они находятся между милыми, ещё не оперившимися четвероклашками и уверенными, резвыми шестиклассниками. В начале учебного года они немного растерянны, на всё готовы, открыты, улыбчивы, их любят учителя. Со второй-третьей четверти начинают портиться оценки. Что естественно, но трудно воспринимается родителями. Дети начинают нервничать, внутренне защищаться. И начинается постепенный переход в мир подростковых проблем.
Как родителям понять, что у сына или дочери есть проблемы в школе? В начальной школе можно было советоваться с классным руководителем, «сверять часы» с ним. А в пятом классе учителей много - всем звонить не будешь.
- Если вы заинтересованы в хороших отношениях с учителями – будьте в курсе, держите контакт с ними, с классным руководителем. Иногда проблема решается за пять минут короткого разговора, в котором проясняются некоторые вещи, казавшиеся непреодолимыми препятствиями. Когда учитель знает родителя, ему легче решить возникшие сложности. Общение – волшебный инструмент.
Кроме того, будьте таким родителем, которому ребёнок не боится рассказывать всё. Сделайте традицией вечером за чаем всей семьей собираться и делиться новостями. Папа – о работе, мама – о прочитанной книге, ребёнок – о школе, о секции, о друзьях. Тогда чай станет долгожданным для всей семьи временем.
По материалам «АиФ-Прикамье»