Специальности нефтегазодобывающей отрасли не входят в ТОП-50, но минерально-сырьевой комплекс на протяжении еще многих десятилетий будет оставаться фундаментом экономической мощи нашей страны. Как отмечается в Стратегии развития геологической отрасли до 2030г., за последние 15 лет обеспеченность организаций геологической отрасли специалистами с высшим профессиональным образованием снизилась почти в 1,5 раза, выросла доля лиц пенсионного возраста и одновременно снизилась доля персонала в экономически активной возрастной категории до 40 лет. По различным оценкам, дефицит молодых инженеров, экономистов и управленцев, а также других специалистов с высшим образованием в геологической отрасли составляет свыше 20 тыс. человек.
Причинами дефицита высококвалифицированных геологических кадров являются:
отсутствие мотивационных стимулов и недостаточный имидж профессии геолога для привлечения молодых и талантливых кадров;
неэффективное взаимодействие учебных заведений с успешно работающими научными и производственными геологическими организациями и компаниями-недропользователями;
отсутствие системы повышения квалификации кадров с учетом потребностей инновационного развития геологической отрасли;
отсутствие современных механизмов и инструментов управления кадровым обеспечением геологической отрасли, способных эффективно прогнозировать и удовлетворять спрос на специалистов геологического профиля в условиях современного рынка труда.
Объектами геологоразведочных работ становятся всё более глубокие горизонты земной коры на суше и континентальном шельфе, а в последние годы – на континентальном склоне и дне океанов. Налицо противоречие между объективной необходимостью подготовки техников, способных эффективно осуществлять профессиональную деятельность на предприятиях нефтегазовой отрасли в условиях ее модернизации, и недостаточной разработанностью организационно-педагогических условий их подготовки, позволяющих обеспечить формирование востребованных работодателями профессиональных компетенций в партнерстве с работодателями. Наиболее значимыми являются умение нестандартно мыслить и работать в команде. Актуальными в этой связи являются вопросы формирования устойчивых взаимосвязей образования с производством, практико-ориентированного обучения и прохождения студентами практики на действующих отраслевых предприятиях.
16 мая 2017г. в ГБПОУ МО «Геологоразведочный техникум» прошло совещание «Актуальные проблемы среднего специального геологического образования». В совещании приняли участие генеральный директор АО «Росгеология» Панов Р.С., представители Министерства образования и науки Российской Федерации, в т.ч. Черноскутова И.А., временно исполняющая обязанности директора Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров, ФГБОУ ВО «Российский государственный геологоразведочный университет им. Серго Орджоникидзе», а также 9 средних профессиональных учебных заведений геологического профиля Российской Федерации. ГБПОУ «Пермский нефтяной колледж» представляли заместитель директора по учебно-методической работе Косолапова Е.Г. и председатель предметно-цикловой комиссии геологических дисциплин Патрикеева Н.Н.
По официальным данным, 35% специалистов АО «Росгеология» имеют среднее специальное образование; назрела существенная необходимость омоложения кадров и восстановления подготовки их для отрасли; разрабатывается проект решения о закреплении базового предприятия для каждого ОУ, готовящего геологов. Отличительной чертой геологоразведочных работ является высокая доля специалистов-геологов с высшим и среднетехническим образованием, являющихся исполнителями работ, которые проводятся в сложных экономико-географических условиях, где отсутствует возможность найти рабочую силу, имеются в значительном объёме тяжёлые опасные работы, низкие температуры, опасные сейсмические условия, часто применяется вахтовый метод.
Подготовку специалистов-геологов ведут 4 преподавателя высшей и первой категории, 2 чел. имеют опыт работы на предприятиях нефтедобывающей отрасли. Активно привлекаются специалисты с производства (3 чел.).
Учебная практика включает в себя геодезическую, геологическую и геолого-съёмочную. Проводится на Кунгурском, Пермском и Губахинском полигонах, где есть возможность изучить отложения Девонской, Каменноугольной и Пермской систем. Для камеральной обработки результатов, написания и защиты отчетов используется Лаборатория минералогии и петрографии. Силами студентов и преподавателей создан музей полезных ископаемых Пермского края.
Предприятия становятся не просто потребителем услуг, а одной из сторон, ведущей подготовку специалистов. На круглых столах с представителями социальных партнёров мы ведём открытый диалог о портрете будущего выпускника и тех компетенциях, которые он должен освоить.
Во-первых, освоение студентами всех видов профессиональной деятельности, формирование общих и профессиональных компетенций, приобретение необходимых умений и опыта практической работы по специальности предъявляют более высокие требования к материально-технической базе учебного заведения. Крупными социальными партнёрами колледжа, предоставляющими места для прохождения всех видов практики, обеспечивающими оборудованием и материалами кабинеты и лаборатории, гарантирующими трудоустройство выпускников, являются: ООО «БК Евразия», ООО «ПИТЦ Геофизика», группа предприятий ООО «Урал-Гео», ООО НИИППППД «Недра», ООО «ЛУКОЙЛ-Пермь». Специалисты предприятий участвуют в итоговой аттестации выпускников, читают лекции и проводят лабораторно-практические занятия, участвуют в разработке программ учебных дисциплин и МДК, руководят курсовым и дипломным проектированием. Ведущие специалисты предприятий являются разработчиками программ профессиональных модулей, экспертами контрольно-оценочных средств, а также консультантами и рецензентами дипломных проектов. Регулярные встречи с работодателями позволяют выдвигать дополнительные требования к формированию профессиональных компетенций, что отражается в содержании практических работ и программ МДК таких как: МДК.02.02 Интерпретация каротажных материалов и МДК 02.01 Гидрогеология.
Во-вторых, проблема, которую невозможно решить без привлечения социальных партнёров, - соответствие знаний и опыта преподавателей быстро меняющимся процессам на производстве. Достаточно широко в колледже распространён опыт привлечения к преподавательской деятельности специалистов-практиков, которые в процессе обучения опираются на реальные цифры и факты, делятся своим пониманием тех или иных проблем и найденным способом их решения.
В-третьих, не последнюю роль в качестве подготовки специалистов играет мотивация студентов на получение качественных знаний для практической деятельности и нацеленность на карьерный рост. В процессе освоения профессионального модуля «Организация деятельности коллектива исполнителей» через деловые игры и метод кейс-стади у студента формируется представление о его месте на предприятии. В ходе практики позиция пассивного потребителя учебной информации сменяется инициативной позицией специалиста на производстве, которому надо принимать решения и нести за них ответственность. Студенты, закрепившись на предприятии в качестве потенциальных работников, учатся совершенно по-другому, более осознанно и заинтересовано. В настоящее время существенно возросла наукоемкость геологоразведочных работ на нефть и газ, в связи, с чем потребность предприятий НГК занимающихся геологоразведочными работами в техниках-геологах существенно снизилась, но специфика и уровень подготовки выпускников программы позволяют им быть востребованными в других направлениях нефтегазовой отрасли. В основном выпускники трудоустраиваются геологами станций геолого-технологических исследований (ГТИ), а также геологами сервисных организаций, буровых предприятий, операторами по добыче нефти и газа в ЦДНГ, техниками и инженерами по бурению, в исследовательские лаборатории и т.д. За последние годы резко увеличилось количество выпускников, продолживших обучение по специальности в ВУЗах на заочном отделении: ФГБОУ ВПО «ПГНИУ» геологический факультет, ФГБОУ ВПО «УГГУ» г.Екатеринбург , ФГБОУ ВПО «ПНИПУ» горно-нефтяной факультет. Наглядным стимулом является сотрудничество с компанией Schlumberger, которая ежегодно проводит среди студентов III и IV курсов тестирование и лучших приглашает на работу.
Многие выпускники уже сделали успешную профессиональную карьеру, работают в крупнейших российских и зарубежных геологоразведочных и нефтедобывающих компаниях, таких как: ОАО «Роснефть», ПАО «Газпром», АО «КамНИИКИГС», Пермский филиал ООО «Буровая компания «Евразия», ООО «ПИТЦ «Геофизика», ООО «ЛУКОЙЛ-Пермь», Schlumberger и др.
Качественная подготовка специалистов-геологов как необходимое условие реализации Стратегии развития геологической отрасли до 2030г
Качественная подготовка специалистов-геологов как необходимое условие реализации Стратегии развития геологической отрасли до 2030г
17 ноября 2017