Сектор розлива – громко сказано. На самом деле в наследство досталось лишь помещение, а из оборудования – емкости для приготовления лимонада. Помещение требовало серьезного ремонта и замены системы отопления, а емкости пришлось демонтировать. Так что свою деятельность компания, можно сказать, начинала с нуля.
Первым закупленным оборудованием стала производственная линия на выпуск 1,5 тысячи бутылок воды. В сутки в первые годы получалось разлить около 15 тысяч бутылок. Но с того времени мощности предприятия существенно выросли. Были смонтированы и запущены пять современных автоматических линий, которые производят безалкогольные напитки и воду в стеклянных и пластиковых емкостях от 0,5 до 5 литров до 6,5 млн бутылок в месяц.
Сегодня Очерский завод напитков является крупнейшим предприятием в Пермском крае, выпускающим безалкогольные напитки. Ассортимент продукции довольно широкий. В его «портфеле» более 50 видов выпускаемой продукции и шесть собственных торговых марок: «Тайфун», «Морсеево», «Juicy Тайфун», «Светлый родник», «Медвежий ключ» и «KARAT». ОЗН также выпускает напитки и воду под марками крупных продуктовых сетей «Красная цена» и «ПРОСТО!».
Вода – основа всей продукции – берется из местной сертифицированной артезианской скважины глубиной более 140 м. Предприятие заказало экспертизу воды, и, надо сказать, с очерской водой производителю повезло. По результатам экспертизы она классифицирована как природная питьевая минеральная столовая. К тому же вода не требует дополнительной очистки угольными фильтрами и минерализации, что положительно отражается на качестве продукта.
ВОДА — ОСНОВА ВСЕГО
Ольга Каракулова, исполнительный директор ОЗН, на предприятии работает с 2003 года, много лет трудилась технологом, возглавляла производственный отдел, с мая этого года взяла на себя ответственность за производство и коллектив. Разговор с ней мы начали, собственно, с процесса приготовления напитков.
Следующая стадия производства напитков – приготовление купажа. Купаж – это концентрированный раствор вкусовой и ароматической частей напитка. В специальный купажный миксер в строгой последовательности добавляют ингредиенты для будущего напитка: воду, подсластители, ароматические основы, органические кислоты, колер для придания цвета.Технология производства безалкогольных напитков и питьевой воды включает в себя несколько этапов, – рассказывает Ольга Каракулова. – Для начала воду, которую будут использовать для производства будущих напитков, подготавливают. Конечно, подаваемая на производство вода соответствует всем требованиям санитарных правил и норм. Поэтому у нас используется минимальная подготовка: очистка от механических примесей (песок, камушки) и обеззараживание ультрафиолетом.
Далее приготовленный купаж поступает на смесительную установку, так называемый миксер–сатуратор, в котором происходит его смешивание с водой и углекислым газом. Так и получается газированный напиток, который далее поступает на розлив в бутылки.
Ольга Каракулова добавляет, что при производстве питьевой воды применяется один из современных и безопасных способов обеззараживания – финишное озонирование. Как известно, озон – газ, образующийся во время грозы и обладающий мощными антибактериальными свойствами. Вот этот газ на заводе генерируется на специальной установке и обеспечивает обеззараживание питьевой воды. Через несколько минут после розлива воды от озона не остается никаких следов, так как этот газ не стойкий и превращается в обычный кислород.
В производстве используются и стеклянные, и пластиковые бутылки различного объема. Стеклянные бутылки поступают со стекольных заводов, а вот пластиковые производят прямо здесь из специальных заготовок, так называемых преформ.
Основной состав выпускаемой продукции – чистая питьевая вода. Ее доля в напитках составляет более 98%. И только около 2% состава – компоненты, придающие напиткам освежающий вкус и аромат. Все компоненты разрешены к применению в пищевой промышленности.
ПРИЗНАНИЕ НА ВЫСОКОМ УРОВНЕ
На каждой стадии производства напитков и воды проводится строгий технологический контроль: и входящего сырья, и состояния производственных линий, и микробиологический контроль готовых продуктов, и физико–химический и органолептический контроль купажа, напитков и воды.
В феврале этого года завод впервые представлял стенд со своей продукцией в крупной московской выставке PRODEXPO–2020.С особой тщательностью мы подходим к отбору ароматических основ для напитков и разработке рецептур, – продолжает Ольга Каракулова. – Стараемся идти в ногу со временем, ориентируемся на тренды, отслеживаем, что сейчас модно, что предпочитает потребитель. Кстати, в разработке новых вкусов участвует весь коллектив – от производственного отдела до оператора линии. Для нас важно каждое мнение.
Участие в таком масштабном мероприятии принесло свои плоды. Минеральная вода «Боровая» торговой марки «Медвежий ключ» в дегустационном конкурсе принесла Очерскому заводу золотую медаль (точнее, две медали – за газированную и негазированную версии), а напитки «Juicy Тайфун со вкусом граната» – серебряную медаль.
Несомненно, это успех и признание продукции предприятия на самом высоком уровне.
Признание минеральной воды лучшей было важно для нашего завода, – говорит Ольга Каракулова. – Ведь мы всегда знали, что качество воды из нашей скважины, ее вкус и наличие множества минералов (кальция, магния, натрия, калия) дает нам особое преимущество на этом рынке. Если посмотреть по показателям импортных продуктов, наша вода на таком же уровне, а цена более приемлема!
ВОЗРАСТ СОВЕРШЕННОЛЕТИЯ
Продукция предприятия присутствует не только на местном рынке, но и в регионах РФ. Сейчас география продаж насчитывает 28 регионов, но больший акцент, конечно же, делается на территории – соседи, такие, как Ижевск, Екатеринбург, Уфа, Киров. Предприятие взяло на себя обязанность по доставке продукции до покупателя. Так на Очерском заводе напитков появился свой автопарк: четыре «КамАЗа». При надобности привлекают и наемный транспорт. Самовывоза сейчас на заводе практически нет, а это в лучшую сторону сказывается и на дорожной сети окружного центра.
Благодаря грамотным специалистам, увлеченным, с ответственным отношением к делу людям предприятие развивается, ставит новые цели и стремится к их достижению.
Благотворительность – еще одна из сторон деятельности коллектива ОЗН. Предприятие – постоянный спонсор различных мероприятий в Очере. Его продукция присутствует в качестве призов как на крупных городских праздниках, так и в различных состязаниях – между детскими площадками, например. Бутылочки с водой от ОЗН можно увидеть и на краевых мероприятиях и соревнованиях.Любое производство начинается с планирования и организации работы, подачи энергоресурсов, закупа оборудования, сырья и материалов. Все, чего мы добились, – это заслуга наших работников, – уверена исполнительный директор ОЗН. – У нас трудятся высококвалифицированные специалисты – сотрудники технической службы, обеспечивающие работу и ремонт оборудования; сотрудники энергослужбы, ответственные за подачу воды, тепла и электроэнергии; сотрудники отдела снабжения, отдела продаж, производственного отдела, склада и отдела логистики. Большое внимание мы уделяем охране труда и технике безопасности, а приоритетом является выпуск безопасной и качественной продукции.
Очерский завод напитков уже 18 лет на рынке – возраст совершеннолетия. За это время предприятие «выросло», прошло значительный этап развития и расширения производства.
Возможно, недалек и тот день, когда Очерский завод напитков войдет в ТОП–10 производителей напитков на территории РФ.
Автор текста: Леонид Соболев.