В ходе разработки франшизы «Франчайзинг-Интеллект обучает своих клиентов и даёт доступ к своему обучающему курсу, а также развёрнутые устные и письменные комментарии по сложным для них моментам, чтобы после запуска продаж франшиз они смогли избежать финансовых, репутационных и иных рисков, используя полученные знания.
Ответ: Наличие более поздней регистрации фирменного наименования, включающего в себя слова, идентичные словесному товарному знаку франчайзера (и подобные вариации, если будет установлено сходство до степени смешения по графическому, звуковому и смысловому критериям), может быть нарушением прав франчайзера (владельца франшизы) при соблюдении условий, указанных ниже.
Обоснование: Согласно п. 6 ст. 1252 ГК РФ если различные средства индивидуализации (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, коммерческое обозначение) оказываются тождественными или сходными до степени смешения и в результате такого тождества или сходства могут быть введены в заблуждение потребители и (или) контрагенты, преимущество имеет средство индивидуализации, исключительное право на которое возникло ранее, либо в случаях установления конвенционного или выставочного приоритета средство индивидуализации, которое имеет более ранний приоритет.
Обладатель такого исключительного права в порядке, установленном ГК РФ, может требовать полного или частичного запрета использования фирменного наименования, а также взыскания компенсации или возмещения убытков.
Согласно статье 1252 части четвёртой Гражданского кодекса размер компенсации определяется судом в пределах и способами, установленными в Гражданском кодексе.
Если компенсация определяется в виде твёрдой денежной суммы, не рассчитываемой от стоимости контрафактной продукции или стоимости права использования, то её размер может составлять от 10 000 до 5 000 000 рублей.
Вопрос о том, имеются ли у правообладателя основания предъявить к лицам, использующим обозначение, сходное до степени смешения с его товарным знаком, требования о запрете использования товарного знака (пресечении действий, нарушающих право) и взыскании компенсации, может быть решен положительно при одновременном соблюдении следующих условий:
- обозначение используется без разрешения правообладателя;
- обозначение используется для индивидуализации услуг, в отношении которых зарегистрирован товарный знак, или однородных услуг (во внимание принимаются коды ОКВЭД и фактическая деятельность, осуществляемая нарушителем);
- лицо, использующее обозначение, сходное с товарным знаком, не имеет исключительных прав на него либо исключительное право на это обозначение возникло позднее исключительного права на товарный знак (см., например, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 18.12.2008 N А31-272/2008-22, ФАС Северо-Западного округа от 15.11.2010 N Ф07-9588/2010 по делу N А56-26717/2009).
Вывод: Использование чужих наименований, охраняемых как товарный знак или в качестве иных средств индивидуализации, может повлечь за собой запрет на полное или частичное использование таких обозначений со стороны правообладателя, а также судебные иски с требованием о взыскании компенсации или убытков.
Будьте внимательны и не допускайте таких ошибок при проектировании собственной франшизы!
За консультацией по разработке франшизы и аудиту договоров франчайзинга и иных документов франшизы Вы можете обратиться к специалистам компании «Франчайзинг-Интеллект».