По ее словам, в мае банк «Открытие» завершил пилотные проекты с ведущими вендорами отечественных платформ RPA (Primo, Sherpa, PIX, Robin) и в ближайшее время определится с выбором компании-партнера.«В планах «Открытия» конвертировать более 400 роботов, перевести созданную отказо- и катастрофоустойчивую архитектуру на российские технологические решения», - сообщила в ходе мероприятия старший вице-президент, заместитель руководителя операционного блока банка «Открытие» Оксана Апейкина.
По результатам исследования отечественных платформ RPA, которое банк «Открытие» провел в апреле-июне 2022 года, российские RPA-системы имеют достаточный функционал для роботизации процессов низкого и среднего уровня сложности для решения банковских задач. У некоторых ведущих отечественных систем есть модули, которые позволяют конвертировать роботов из иностранных в российские решения. Это может упростить проекты многих российских банков, совершающих аналогичную миграцию. Точками роста отечественных платформ эксперты банка назвали производительность работы и сокращение требований к комплектующим для компьютеров - сейчас отечественные аналоги работают медленнее зарубежных и, при прочих равных условиях, требуют больше лицензий и мощностей серверного оборудования.
По мнению члена правления банка «Открытие» Светланы Емельяновой, для того, чтобы качество продуктов и сервиса российских вендеров оперативно достигли международного уровня, нужен открытый диалог. Поэтому банк «Открытие» собрал и планирует собирать на одной площадке ключевых игроков, крупных интеграторов и отраслевых лидеров RPA для обмена опытом и решения приоритетных задач импортозамещения, стоящих перед российским бизнесом.
С необходимостью такого постоянного диалога согласились директор ООО «ЦТР «Некст» Михаил Верисов, управляющий директор Primo RPA Михаил Иванов, CTO PIX Robotics Кирилл Серов, а также другие участники. Они отметили интересные выступления участников встречи, высокий уровень конкретики, качество цифрового анализа, обмен практическим опытом - в отличие от многих крайне общих докладов на конференциях.
По мнению руководителя практики RPA iFellow Глеба Леонова, банк «Открытие» применяет правильный, хотя и редко используемый на практике подход к жизненному циклу робота, когда постоянно мониторится экономическая эффективность каждого отдельного проекта и оперативно принимаются решения об остановке неэффективных (убыточных) роботов:«На данный момент миграция парка ранее роботизированных процессов является одной из важнейших задач в финансовом и других секторах. Инструменты для переноса роботов на российские платформы определенно необходимы, поскольку позволяют существенно ускорить миграцию в условиях жестких дедлайнов», - отметил заместитель генерального директора по стратегическому развитию DM Solutions Александр Ярмарков.
По мнению Глеба Леонова, RPA во многом является точкой входа для других технологий. Поэтому необходимо дополнительно изучить влияние импортозамещения в операционных системах и базах данных, OCR и AI на RPA.«Этот подход позволяет решить ряд классических проблем RPA: чрезмерное нарастание стоимости поддержки со временем, проблемы пересечения с задачи «большого» ИТ, мотивация бизнеса на постоянный поиск лучших мест для использования роботов».
Директор проектов ПАО «Ростелеком» Андрей Руденко отметил в ходе встречи интересный подход к популяризации роботизации среди сотрудников транзакционных подразделений, а также отказоустойчивую резервируемую инфраструктуру банка «Открытие».
Банк «Открытие» с конца 2019 года активно применяет роботов для оптимизации рутинных задач. Это позволяет освободить сотрудников от части рутинных операций и дает им возможность заниматься более творческими и требующими экспертизы задачами. Центр Компетенций RPA, созданный в банке два года назад, способствует развитию и обучению сотрудников, сформировав внутреннее сообщество, целью которого является оптимизация и роботизация процессов. За два года банк роботизировал более 400 процессов в 15 бизнес-подразделениях — розничном блоке, юридическом департаменте, центре ипотечного кредитования, блоке рисков, блоке клиентского сервиса, операционном блоке, департаменте методологии и документационного обеспечения, департаменте проблемных активов, блоке малого и среднего бизнеса и других. В банке применяется гибридный подход: в RPA-сообществе банка есть сотрудники, которые роботизируют процессы параллельно с основной операционной деятельностью и поэтому имеют практический взгляд на то, что можно и нужно роботизировать. Роботизация в банке совмещается с другими технологиями, среди которых технология оптического распознавания (OCR), Process Mining и другие.«Роботизация, помимо качественных эффектов, позволяет существенно сократить в сегодняшнее нелегкое время затраты на персонал. При этом нужно фокусироваться не на сокращении персонала, а на изменении качества труда и процессов. Роботы должны не заменять сотрудников, а улучшать их жизнь, что реализовано в проекте банка «Открытие». Опыт коллег из «Открытия» в этом вопросе может существенно помочь сотням российских компаний повысить эффективность работы не только без социального негатива, но и с позитивной реакцией сотрудников. Это скорее вопрос инновационной корпоративной культуры, чем просто технологии. Опыт нельзя купить, но можно перенять и эволюционировать до достигнутого в банке «Открытие» уровня зрелости», - отметил коммерческий директор PIX Robotics Вячеслав Мусолов.
В прошлом году проект банка «Открытие» «Масштабирование технологии RPA» стал победителем конкурса «Проект 2021 года» официального сообщества ИТ-директоров России Global CIO в номинации «AI/RPA/IoT» категории «Лучшее решение в предметной области».