В частности, в марте-апреле прошлого года многие дилеры на волне обесценивания рубля закупали автомобили по высоким ценам. Когда же к лету курс стабилизировался и начал снижаться, спрос замедлился, и машины на складах попросту «зависли» на 3-4 месяца. Это стало одной из причин того, что общий объем продаж первой десятки ведущих авторитейлеров снизился с 305 тысяч машин в 2021 году до 208 тысяч в 2022 году. Среди 40 крупнейших автомобильных холдингов, поделившихся результатами своей деятельности, более 10 тысяч подержанных машин смогли реализовать всего восемь компаний.
В целом, как мы и прогнозировала год назад, список ведущих дилеров сегмента автомобилей с пробегом в 2022 году заметно изменился: в топ-10 оказалось три новых игрока и 8 из 10 компаний изменили свои места в рейтингах. При этом для всех ведущих авторитейлеров подержанные машины стали составлять в среднем 60-80% продаж в «штуках» по сравнению с порядка 30-40% по рынку годом ранее.
Так или иначе, но лидером по реализации автомобилей с пробегом осталась компания «Рольф» (74 193 а/м). Относительного 2021 года ее продажи уменьшились на 20%. В компании связывают это с общим снижением спроса на рынке и ростом цен.
Однако результат лидера все равно более чем в 2,5 раза выше по сравнению с ближайшим преследователем – ГК «Ключавто» (29,1 тысяча а/м; - 33%). Этот региональный авторитейлер обладает более чем сотней торговых точек. В 2022 году он уделил внимание развитию каналов параллельного импорта едва ли не в большей мере, чем какой-либо другой дилер. Но задействовал их больше для наполнения складов новых машин. Рост бизнеса «Ключавто» в части автомобилей с пробегом еще впереди.
На третью строчку рейтинга переместился дилер «Фреш Авто» (28,7 тысячи а/м, + 2% к 2021 году). При этом эта компания традиционно продолжала специализироваться в основном на перепродаже подержанных машин. Процессы выкупа с рынка были хорошо отлажены в прежние годы. Кроме того, помимо своих машин компания стала продавать автомобили дилеров-партнеров, выставляя их на собственном маркетплейсе.
Почти на треть (до 13,9 тысячи а/м) нарастила бизнес по продаже машин с пробегом краснодарская компания «Юг-Авто». Такой успех позволил ей переместиться в рейтинге с 14-й на четвертую позицию. Ниже в топ-10 по «штукам» расположились дилеры, которые перепродали в 2022 году в среднем 9-12 тысяч автомобилей пробегом: «Автосеть.РФ», «Агат», «АвтоГермес», «Автохолдинг РРТ», «Форвард-Авто» и Inchcape, переименованный в связи со сменой собственников в «БорисХоф».
Топ-10 дилеров по продажам автомобилей с пробегом за 2022 г.
Место в 2023 (2021) |
Компания |
Объем продаж а/м в 2022 году |
Объем продаж а/м в 2021 году |
Динамика, 2022/21 |
1 (1) |
«Рольф» |
74 193 |
93 187 |
- 20 % |
2 (2) |
«Ключавто» |
29 114 |
43 394 |
- 33 % |
3 (4) |
«Фреш Авто» |
28 669 |
28 107 |
2 % |
4 (14) |
«Юг-Авто» |
13 906 |
10 605 |
31 % |
5 (8) |
«Автосеть.РФ» |
11 652 |
14 576 |
- 20 % |
6 (11) |
«Агат» |
11 249 |
12 042 |
- 7 % |
7 (10) |
«АвтоГермес» |
10 379 |
13 828 |
- 25 % |
8 (6) |
«Автохолдинг РРТ» |
10 121 |
16 711 |
- 39 % |
9 (7) |
«Форвард-Авто» |
9 503 |
15 944 |
- 40 % |
10 (12) |
«БорисХоф» |
8 879 |
11 309 |
2 % |
Источник данных: портал «АвтоБизнесРевю»
Топ-10 дилеров по доле а/м с пробегом в общих продажах компании за 2022 г.
Место |
Компания |
Доля а/м с пробегом за 2022 г |
Доля а/м с пробегом за 2021 г |
Динамика |
1 |
«Фреш Авто» |
88,29 % |
81,92 % |
+ 6,4 п.п. |
2 |
«Автосеть.РФ» |
84,34 % |
78,10 % |
+ 6,2 п.п. |
3 |
«Автохолдинг РРТ» |
79,31 % |
66,94 % |
+ 12,4 п.п. |
4 |
«Автополе» |
79,30 % |
- |
- |
5 |
«Рольф» |
74,44 % |
54,53 % |
+ 19,9 п.п. |
6 |
«Ай-Би-Эм» |
72,26 % |
63,27 % |
+ 9,0 п.п. |
7 |
«БорисХоф» |
70,49 % |
46,02 % |
+ 24,5 п.п. |
8 |
«Юг-Авто» |
69,31 % |
39,25 % |
+ 30,1 п.п. |
9 |
«Автодом» |
68,75 % |
46,87 % |
+ 21,9 п.п. |
10 |
«БН-Моторс» |
63,95 % |
49,60 % |
+ 14,5 п.п. |
Источник данных: портал «АвтоБизнесРевю».
Марина Дембицкая, руководитель «Открытие Авто» (блок автобизнеса банка «Открытие»):
«Большая часть автомобилей с пробегом по-прежнему продается в нашей стране, минуя официальные салоны. Так, общий объем рынка, рассчитанный на основе перерегистраций автомобилей в ГИБДД, в 2022 году составил порядка 5,9 миллиона машин. В то же время через официальные салоны прошло лишь порядка 9% из них. Несмотря на активные попытки дилеров по расширению этого бизнеса, официальные авторитейлеры едва ли смогут занять более 11-12% рынка в 2023 году.
Чтобы салоны в России смогли продавать до трети машин с побегом, выставляемых на продажу, как это происходит в некоторых странах Европы, нашему ритейлу нужны прежде всего изменения в законодательстве. Самые важнейшие из них по-прежнему остаются пока нерешенными: это ответственность за скручивание пробега и отмена двойной уплаты НДС при официальном обмене автомобилями между юридическими лицами».