24 человека из Пермского авиационного техникума (3-й курс специальности «Технология машиностроения») и 42 – из Пермского техникума промышленных и информационных технологий (2-й курс, станочники широкого профиля и слесаря) стали первыми, кто испытал на себе «дуальное обучение». Молодые люди весь год занимались по определенному графику: неделю в учебном заведении, неделю – на заводе у станка. В общей сложности каждый из них провел на предприятии более 500 часов.
Практическое обучение проходило в четырех цехах завода (один из них был переоборудован в специальный учебно-исследовательский участок). Ребята не стояли на одном рабочем месте, поскольку была задача познакомить их с несколькими типами оборудования. Поэтому в течение года они перемещались как внутри цеха, так и между цехами – с одних станков на другие.
По итогам учебного года студенты сдали экзамены – теорию и практику. Квалификационную работу, которая состояла из двух частей, практиканты сдали блестяще. Предоставлялись заготовка и операционная карта, и нужно было за 40 минут выполнить деталь, обработать ее на токарном и фрезерном станках. Быстрее всех (за 27 минут) справился Дмитрий Кузнецов из ПТПИТа. За время учебы он не только освоил профессии токаря, фрезеровщика и шлифовщика, но и попробовал свои силы на гидроабразивной установке.
«Когда мы впервые пришли на завод, то вообще не умели работать, – рассказывает Анастасия Ожгихина. – Конечно, первое время было сложно: нужно было прикладывать много усилий для закрепления деталей на станке. В нашем техникуме тоже есть станки, но они специальные, для студенческой практики. А здесь они настоящие, рабочие».
На следующий год ребята из Пермского авиационного техникума (теперь уже четверокурсники) вернутся на предприятие – их распределят по технологическим бюро цехов: в соответствии с учебным планом они должны стать специалистами-технологами. Уже сейчас определяются наставники, готовятся рабочие места, выбираются темы будущих квалификационных выпускных работ. В июне 2017-го, после защиты диплома, студенты станут полноправными заводчанами.
Ольга Красавина, директор по персоналу АО «ОДК-Пермские моторы»:
– Программа дуального обучения – это важная составляющая комплекса мероприятий по подготовке рабочих кадров, организованных на нашем предприятии. Этот год был самым ответственным как для завода, так и для учебных заведений: мы прорабатывали формы взаимодействия, готовили наставников, определяли потребности и интересы молодежи, учитывали ошибки и корректировали планы на будущее. В следующем учебном году «Пермские моторы» вновь откроют двери для 45-ти студентов ПАТа и ПТПИТа, обучение которых, с учетом полученного опыта, должно будет пройти еще более комплексно и эффективно.