Мнения о партнерстве кардинально различны: кто-то считает его отличным способом для роста, другие уверены, что это мина замедленного действия и если хочешь поссориться с другом– сделай его партнером.
Бизнес-отношения во многом похожи на отношения в паре: кого-то устраивают случайные связи, а кто-то все свои действия выкладывает с расчетом на будущее.
Обратимся к мировой практике. Многие успешные компании – этот результат отлично слаженного партнерства: Хьюлетт и Паккард, Проктер и Гэмбл, Харли и Дэвидсон… Эти имена настолько слились воедино, что стали брендами, и по отдельности упоминаются не часто.
Идем дальше. Джобс и Возняк – яркий визионер и классический технарь, что не помешало им сделать отличный тандем. Более того, может, секрет успеха таится именно в дополнении талантов друг друга?
В пользу этого предположения – пример сотрудничества Аркадия Воложа и Ильи Сегаловича, которые открыли нам Яндекс.
Вряд ли идеальными партнерами рождаются. Значит, ими можно стать.
ПАРТНЕРСТВО: ПРЕИМУЩЕСТВА И ВЫГОДЫ
О том, чем интересно партнерство и как более полно использовать все его преимущества, мы недавно говорили на III Инициативном форуме «Бизнес зовет». Бизнесмены-практики, спикеры и эксперты вывели 5 основных плюсов, которые дает кооперация. В обсуждении, в первую очередь, шла речь о партнерстве компаний, но это также можно перенести и на сотрудничество людей в процессе совместной деятельности.
Выгоды партнерства:
1. Каждый партнер может заниматься тем, в чем он мастер.
Производство или продажи? Технологии или управление брендом? Закупки или внешние связи?
Каждый сосредотачивается на том, в чем он профессионален, доверив другие сферы деятельности своим партнерам.
2. Повышение узнаваемости бренда. Усиление репутации.
Кроме того, что рекламные бюджеты партнеров будут теперь удвоятся (или утроятся)… Каждая компания и каждый человек имеют свою репутацию, что при объединении дает значительную синергию. Не говоря уже об увеличении общей суммы инвестиций в рекламу.
3. Выход на новые технологии - производственные, информационные, управленческие и пр. В партнерстве, что естественно, объединяется все самое лучшее и полезное.
4. Объединение ресурсов – финансовых, человеческих, информационных и т.д. и т.п.
Как результат - более сильная команда с эффективными управленческими технологиями. Да и про взаимное дополнение компетенций партнеров тоже не будем забывать.
5. Общая клиентская база и совместные каналы продаж.
Кроме того, в каждом из этих пунктов можно предполагать не только рост эффективности, но и снижение затрат, т.к. многие дублирующие функции (найм персонала, офисные издержки и пр.) будет реально сократить.
ПАРТНЕРСТВО: ЧТО НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ
Есть мнение, что партнерство – это настоящее испытание и для бизнеса, и для человека, потому что оно обнажает все проблемные вопросы и узкие места. И если неправильно к нему подойти, то это, действительно, может иметь негативные последствия, вплоть до потери бизнеса.
Согласно исследованию профессора Harvard Business School и автора книги «Дилеммы основателя» Ноама Вассермана, 65% компаний распадаются по причине конфликта сооснователей. Вовремя не решенные проблемы становятся миной замедленного действия. «Если хочешь потерять друга — создай с ним совместный бизнес», - есть и такое мнение.
Что обычно становится краеугольным камнем? Решение наиболее значимых вопросов:
- масштабировать бизнес или «проедать» прибыль?
- развиваться или осторожно довольствоваться тем, что есть, а если развиваться – то в каком направлении?
- как делить прибыль? Или совсем неоптимистичный вариант – как распределять убытки?
Особенно остро эти вопросы встают при наиболее и наименее удачном сценарии, т.е. когда все развивается стремительно быстро или, наоборот, все рушится. В последнем случае встает вопрос и о том, как покрывать непредвиденные расходы, а также - когда пора прекращать нести убытки и закрывать бизнес, ведь даже ужасный конец лучше, чем ужас без конца.
С ЧЕМ МОЖНО СТОЛКНУТЬСЯ ПРИ ПАРТНЕРСТВЕ?
Совместное ведение бизнеса таит в себе целый ряд рисков:
- Что делать если партнер начинает активно ставить своих людей на ключевые позиции?
- Как поступать, если прежние договоренности перестали выполняться и партнер ведет свою игру, перетягивая одеяло на себя?
- Как распределять несанкционированные расходы: на того, кто их инициировал или другим способом?
- Что делать, если партнер хочет получить финансовый результат «здесь и сейчас» без прицела игры вдолгую?
- И как вести себя, если партнер вдруг стал «звездить», не считаясь с мнением остальных?
К ЧЕМУ НАДО БЫТЬ ГОТОВЫМ?
Привлекая партнера, нужно быть готовым к кризисам. Практика показывает, что редко кому удается избежать этих ситуаций. Но вот сделать их конструктивными и убрать эмоциональные перегибы – это в силах каждого.
Основных кризисов – три:
1. Кризис управления: «кто главный?» или «как принимать важные решения?».
Выход: как можно раньше и четче определить алгоритм принятия решений и определиться со степенью ответственности каждого, основываясь на его доле в компании или других договоренностях. Возможно, до принятия краеугольных решений надо протестировать умение договариваться и следовать принятым решениям на более простых ситуациях.
2. Кризис компетенций. Готовы ли партнеры развиваться, обучаться и… мириться с несовершенствами друг друга? Соответствует ли скорость развития каждого желаемым темпам роста компании?
Выход: уметь понимать интересы и потребности другого и договариваться.
3. Кризис доверия. С ростом бизнеса и увеличением объема информации каждый партнер, как правило, может досконально знать ситуацию только в своей зоне ответственности, т.е. уже не все аспекты бизнеса будут прозрачны для всех.
Выход: Пока тот уровень доверия, с которого все начиналось, не исчерпал себя, надо найти способ сделать бизнес прозрачным для каждого партнера, для этого - CRM, системный управленческий учет и т.п. Более того, считать нормальным, что каждый партнер может задать другому интересующие его вопросы, на которые должен получить ответ.
Чтобы отношения с партнерами складывались не только легко и гладко, но и были основой взаимной поддержки и желания продолжать развивать бизнес вместе, обратите внимание на эти рекомендации:
1. Сделайте рабочие отношения с партнёром предсказуемыми – заранее договоритесь, как и с какой периодичностью вы будете решать бизнес-вопросы.
2. Создайте комфортную среду общения. Это особенно важно, учитывая, что общаться вам придется много. И если сделать это процесс позитивным, то вы будете воспринимать его не как разборки, а как совместный увлекательный мозговой штурм для поиска новых решений и возможностей.
3. Не забывайте, что каждый человек по-разному проявляется в стрессовых ситуациях. Учитывая, что в бизнесе и в жизни такое встречается не редко, желательно заранее знать, как ваш партнер ведет себя в различных жизненных ситуациях.
4. Обратите внимание на ценность взаимовыручки, стиль общения и особенности принятия решений. Желательно, чтобы это совпадало с вашими базовыми принципами или, по крайней мере, было понятно вам.
ЧТО НАДО ПРЕДУСМОТРЕТЬ?
Конечно, все понимают (надеюсь, что, действительно, все), что партнерство обязательство нужно оформлять юридически. Даже (и особенно!) в том случае, если вы собираетесь сотрудничать с друзьями или родственниками. Фраза «Не хочешь сделать друга врагом – не веди с ним совместный бизнес» - продолжает сохранять актуальность.
Безусловно, самые основные моменты для оформления партнерских договоренностей подскажут юрист и медиатор, но надо быть готовым к тому, что вы искренне и честно обговорите с потенциальным партнером все вопросы, не скрывая ничего важного.
Как отметили в нашем опросе многие бизнесмен, неудачными партнерства складываются именно тогда, тогда на стадии становления возникло желание очаровываться и пребывать в некоторых иллюзиях и ничем не подкрепленных сверх-ожиданиях. Да, возможно, подобное еще можно допустить в брачных отношениях (да и то под вопросом), но для бизнес-сотрудничества это точно не подойдет.
Читайте эту статью и другие материалы по теме: https://www.e-xecutive.ru/management/practices/1994903-partnerstvo-zamanchivye-vygody-ili-opasnye-ri...И еще некоторые лайфхаки от практиков.
- Если у вас нет 100% уверенности в партнере, забудьте о принципе 50 на 50.
- Если у вас нет плана на выход, считайте, что вы сами создаете себе конфликтную ситуацию на будущее.
- На все случаи жизни и на все этапы бизнеса должен быть четкий механизм принятия решения и система учета и анализа продуктивности.