30 апреля ТПП РФ провела для предпринимателей вебинар с приглашением представителей Центрального аппарата Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Разъяснения бизнесу о предпринятых мерах по стабилизации эпидемиологической ситуации в стране, а также относительно рекомендаций по порядку действий компаний в ситуации распространения новой коронавирусной инфекции дали Максим Орлов, статс-секретарь, заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Олег Прусаков, начальник управления федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей. Модератором видеоконференции выступила вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ Елена Дыбова.
Специалисты Роспотребнадзора дали ответы на вопросы бизнеса и особый акцент в ходе вебинара был сделан на вопросах:
- возврата средств за услуги, которые не были оказаны вследствие применения ограничительных мер.
Сегодня в адрес бизнеса (например, фитнес-центров, салонов красоты и иных предприятий, которые оказывают услуги) массово поступают запросы от их клиентов с требованием вернуть деньги за услугу, которая не была оказана из-за соблюдения организацией ограничительных мер. В таком случае компании могут искать выход в конструктивном диалоге со своими клиентами, оговаривая компромиссные решения, предлагая продлить сроки оказания услуги или перенос сроков исполнения обязательств по договору и внести изменения в эти договоры по обоюдному согласию.
- взаимодействия с покупателями, не соблюдающими правила предотвращения распространения коронавируса.
Если покупатели игнорируют все меры предосторожности, связанные с применением мер по недопущению распространения коронавируса (приходят без масок, не соблюдают расстояние 1,5-2 м друг от друга в очереди и т.п.), то магазин не в праве отказать им в обслуживании и за свои действия несет ответственность сам покупатель (магазин за своего клиента штраф не получит если на территории торгового объекта обеспечены все условия для соблюдения требований по недопущению распространения заболевания (имеется антисептик, нанесена соответствующая разметка у прикассовой зоны и т.д.)
- поэтапного открытия предприятий общепита и гостиниц, турбаз.
Согласно рекомендациям Роспотребнадзора когда ограничительные меры будут сняты, сначала смогут открыться небольшие заведения площадью до 50 квадратных метров, полностью в штатный режим все кафе и рестораны смогут вернуться, когда в конкретном регионе будет зафиксировано отсутствие коронавирусной инфекции, а в стране продолжится снижение заболеваемости.
В свою очередь во время вебинара Торгово-промышленной палатой было озвучено другое предложение о поэтапном открытии обещепита, поступившее от одного из предпринимателей. Так было предложено на первом этапе разрешить открыться всем кафе и рестораном, но используя не залы, а открытые веранды с соблюдением всех санитарно-эпидемиологических норм. Далее, на 2, 3, 4 этапе идти не от площади заведения, а от разрешенного количества посадочных мест. Например, на 2-м этапе – пустить в оборот 1/3 посадочных мест, на 3 этапе - 1/2 посадочных мест и на 4 этапе – использовать обеденные залы в полном объеме.
Аналогичный метод открытия был предложен и для гостиниц, туристических баз – открывать объекты поэтапно исходя из наполняемости номеров на 1/3, 1/2 и полностью.
Озвученные рекомендации на сегодня не имеют силы, однако будут направлены Торгово-промышленной палатой далее для последующего рассмотрения.
В завершение видеоконференции было обозначено, что работодателю при выявлении у себя заболевшего сотрудника для оперативного применения последующих мер следует самостоятельно сообщать в территориальные органы Роспотребнадзора о выявленном случае, не дожидаясь пока это сделают лечебно-профилактические учреждения, в которые обратился больной.
Сейчас на официальном сайте ведомства размещена актуальная информация о том, каким образом взаимодействовать предпринимателям с клиентами в ситуации связанной с защитой прав потребителей в разных секторах потребительского рынка, а также рекомендации для компаний по действиям в сегодняшней ситуации.