
Кибермошенничество остается крайне острой и социально значимой проблемой. В складывающихся условиях значимым индикатором является показатель текущей оценки гражданами Российской Федерации уровня безопасности использования цифровых финансовых сервисов и технологий, предоставляемых организациями кредитно-финансовой сферы.
Банк России ежегодно проводит всероссийский опрос, направленный на определение степени удовлетворенности населения уровнем безопасности финансовых услуг, оказываемых организациями кредитно-финансовой сферы.
Исследования позволяют составить портрет граждан, наиболее подверженных действиям мошенников, оценить восприятие россиянами контента по киберграмотности, а также влияние других аспектов, направленных на повышение киберграмотности населения. Опрос также является базисом для дальнейшего формирования информационно-просветительской кампании по повышению финансовой киберграмотности граждан Российской Федерации с учетом региональной специфики.
Анализ результатов опроса 2023 года позволил сформировать среднестатистический портрет гражданина, наиболее уязвимого для обмана. Это работающая женщина от 25 до 44 лет со средним уровнем дохода и средним образованием, проживающая в городе, обладающая низким уровнем знаний о правилах безопасного финансового поведения и не вспомнившая о них в момент взаимодействия с мошенником.
В 2023 году отмечено незначительное снижение самого распространенного из них – телефонного и СМС мошенничества, но при этом значительное увеличение мошенничеств в мессенджерах.
Важно заметить, что около 85% респондентов, столкнувшихся с мошенничеством, не совершили под руководством злоумышленников никаких действий, вспомнив о правилах безопасного финансового поведения. Причем стоит отметить положительную динамику увеличения данного показателя по отношению к предыдущему году.
Данные подтверждают эффективность масштабной работы по распространению контента, направленного на повышение финансовой киберграмотности населения. В апреле – июне 2024 года банки зафиксировали почти 257 тысяч мошеннических операций, что на 14,9% меньше, чем в среднем за предшествующие четыре квартала.
Проведение опроса в 2024 году позволит на базе полученных аналитических материалов разрабатывать дальнейшие шаги и новые способы формирования финансовой культуры граждан, способствующие снижению рисков хищений денежных средств. Бесперебойная работоспособность банковской системы также является одним из факторов, непосредственно влияющим на степень удовлетворенности организаций уровнем безопасности финансовых услуг.
Опрос физических и юридических лиц проводится в период с 01.11.2024 по 24.11.2024 посредством заполнения соответствующих обезличенных опросных форм, которые размещены на официальном сайте Банка России.
Анкета содержит вопросы о случаях мошенничества, частоте сбоев сервисов кредитных организаций и другие вопросы. Время для заполнения от 3 до 5 минут.
Пройти опрос можно перейдя по ссылке ниже или QR-коду:
https://www.cbr.ru/information_security/anketa/
Новость подготовлена при использовании материалов, предоставленных Уральским главным управлением Центрального банка Российской Федерации.