ЕДИНЫЙ НОМЕР +7-342-235-78-48

Новости ПТПП

novosti.jpg

Вячеслав Белов: «Возможно, будет и волна закрытия предприятий после первого квартала»

10 Фев 2020. Фото: Максим Кимерлинг. Источник: https://www.kommersant.ru/doc/4244000 // налоги, регион, бизнес-завтрак, самозанятые

Вице-президент Пермской ТПП Вячеслав Белов выступил на бизнес-завтраке газеты «Комменсантъ-Прикамье», посвященном развития малого и среднего бизнеса в регионе. Обсудив проблемы, эксперты пришли к выводу, что предприниматели в регионе испытывают информационный голод и не доверяют властям.

Несмотря на то что для развития малого бизнеса в России существует целый национальный проект, состояние этой сферы ухудшается год от года. Повышение ставок по налогам, отмена ЕНВД и постоянное давление со стороны регуляторов значительно усложнили жизнь предпринимателям. Эти изменения могут привести к волне закрытия предприятий по итогам первого квартала. Как сообщил вице-президент Пермской ТПП Вячеслав Белов, по предварительным данным, количество субъектов малого и среднего предпринимательства в 2019 году незначительно снизилось. На 0,6% меньше стало индивидуальных предпринимателей, снижение количества организаций – более существенное, но это во многом объясняется тем, что налоговая служба принудительно закрывает недействующие юрлица, считает господин Белов.

20200210_Белов выступил на БЗ Ъ по МСП.jpg

Одной из крупных проблем, которые затронули предпринимателей на рубеже 2020 года, стала отмена ЕНВД. По словам Вячеслава Белова, альтернативой ей во многих случаях может быть патентная система налогообложения. «Большинство перешли на патент, если могли, остальные остались на «упрощенке». Налоговики с уверенностью говорят, что значительного снижения количества предпринимателей не произошло», – говорит вице-президент ПТПП. Однако рост безработицы есть, отметил эксперт. Возможно, будет и волна закрытия предприятий после первого квартала, когда бизнесмены подведут итоги перехода на другую систему налогообложения, предполагает господин Белов.

Руководитель центра «Мой бизнес» Дмитрий Порохин рассказал, что в 2019 году разные направления поддержки предпринимателей собраны под крышей нацпроекта. В него вошли региональная микрофинансовая организация, гарантийный фонд, который выдает поручительства для получения кредитов, центр поддержки предпринимательства. В 2019 году через центр «Мой бизнес» прошло свыше 20 тыс. человек. Региональная микрофинансовая организация сейчас обладает кредитным портфелем в 440 млн руб., на 2020 год запланировано выдать кредитов на 560 млн руб. У гарантийной компании активный портфель по поручительствам составляет 1,5 млрд руб., благодаря этому выдано кредитов более чем на 4 млрд руб. Дмитрий Порохин отметил, что, несмотря на все усилия центра, предприниматели все еще недостаточно информированы о возможных мерах поддержки. «Россельхозбанк благодаря субсидиям предоставляет кредиты для сельхозпроизводителей под 2%, Корпорация МСП может выдавать кредиты под 8,5% – предприниматели не знают об этом», – привел примеры руководитель центра. Это подтвердил и представитель СДМ-банка, который сказал, что не все клиенты знают о таких возможностях.

Вячеслав Белов поделился историей о том, что пермские дизайнеры одежды, услышав на отраслевом форуме о необходимости маркировать товар, пришли буквально в ужас, так как даже не слышали об этом требовании. Дело было в сентябре 2019-го, а внедрить маркировку предприниматели обязаны уже с начала 2020 года. При этом у представителей ТПП было впечатление, что о маркировке точно должны знать все причастные, так как они постарались распространить информацию заранее – проводили семинары и другие мероприятия. «Это ощущение ужаса у творческих людей впечатляет! Так что работа по информированию будет бесконечной. Всегда будут находиться новые и новые люди, которые, занимаясь предпринимательской деятельностью, не успевают следить за изменениями нормативной базы», – полагает Вячеслав Белов.

В 2020 году у жителей Пермского края появилась возможность стать самозанятыми – регион вошел во второй этап пилотного проекта по России. Вице-президент Пермской торгово-промышленной палаты Вячеслав Белов сообщил, что количество самозанятых на сегодня в Пермском крае превысило 3 тыс. человек. «Самозанятость – это потенциал развития предпринимательства, уникальная возможность легализоваться, начать бизнес», – уверен эксперт.

В то же время, по словам Дмитрия Порохина, некоторые предприниматели уже начали использовать эту возможность для оптимизации налогообложения – переводить работников на самозанятость. По мнению эксперта, бизнес необходимо предостеречь от таких схем, так как по закону сотрудник после двух лет работы не может перейти на самозанятость и продолжать выполнять те же обязанности.

Уполномоченный по правам предпринимателей в Пермском крае Анатолий Маховиков считает, что дело не только в том, что информация не доходит до предпринимателей. «Почему формы поддержки не пользуются популярностью? Уровень доверия к власти не очень большой. Надо повышать уровень доверия», – признает господин Маховиков. По его словам, руководители районов не встречаются с предпринимателями, не выстраивают с ними диалог. До 80% членов местных советов по предпринимательству – чиновники. «Что они могут насоветовать, если никогда не занимались бизнесом?» – удивляется Анатолий Маховиков. Бизнес-омбудсмен припомнил также, что в прошлом году Пермский край попал на второе место в стране по регуляторному давлению на бизнес. Правда, по итогам года количество штрафов уменьшилось на 20%, а предупреждений – увеличилось на 30%, так что можно считать, что давление уже снизилось.

Из-за недоверия к чиновникам предприниматели избегают обращений к ним, даже если приходят на встречи и явно хотят задать вопрос. «Ну да, сейчас помогут, а потом возьмут и накажут!» – транслирует ход мыслей бизнесменов уполномоченный. Бизнесу нужна стабильность, а в Пермском крае за последние два года развязалась война властей с рекламистами, владельцами киосков и другими отраслями. Поэтому запросов к властям от предпринимателей поступает мало, но господин Маховиков пытается их расшевелить, советует создавать отраслевые объединения для лоббирования своих интересов.