ЕДИНЫЙ НОМЕР +7-342-235-78-48

Новости ПТПП

novosti.jpg

В прямом эфире шел разговор о снижении финансовой нагрузки на участников закупок

06 Май 2020. Источник: Пермская ТПП // закупки, вебинар, 44-ФЗ, 223-ФЗ

Сегодня, 6 мая, директор департамента деловой информации и консалтинга в сфере закупок Пермской ТПП Юлия Боровых рассказала в прямом эфире видеоконференции о снижении финансовой нагрузки на участников закупок. Вместе с участниками трансляции она подробно рассмотрела, какие перемены происходят в сфере закупок сейчас и что изменится далее.

Поправки, внесенные в законодательство о закупках можно условно разделить на 2 этапа:

1 этап – вступление в силу Федерального закона от 01.04.2020 № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». Изменения, внесенные законом, коснулись финансового обеспечения участия в закупках, обеспечения исполнения контракта затронул участников закупок, работающих по Федеральному закону «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

2 этап – вступление в силу Федеральный закон от 24.04.2020 № 124-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции».Изменения касаются сроков исчисления для проведения различных процедур по Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ.

В марте Правительство РФ утвердило План первоочередных мероприятий (действий) по обеспечению устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, и несколько пунктов в этом плане были посвящены вопросам, связанным с закупками.

Сегодня законодательство о закупках предусматривает ряд механизмов защиты заказчиков от недобросовестных участников закупок. Среди них: обеспечение заявки; обеспечение исполнения контракта; обеспечение гарантийных обязательств, а также антидемпинговые меры.

В требованиях к обеспечению заявок, никаких изменений не произошло.

Основные изменения коснулись вопросов, связанных с обеспечением исполнения контрактов.

Размер обеспечения может определяется по-разному в зависимости от того есть у закупки аванс иди нет. Важное правило при расчете размера обеспечения, подчеркнула Юлия Боровых, заключается в том, что если у закупки есть аванс, то размер обеспечения исполнения контракта не может быть меньше него.

С размером обеспечения сейчас минимальная планка для большинства контрактов до 50 млн.руб. включительно.

Для малого бизнеса заказчики проводят «специальные» закупки в которых обеспечение исполнения контрактов устанавливается не от начальной цены, а от предложенной малым бизнесом – участником-победителем цены контракта.

Если в «специальных» закупках у субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций, если победитель подтверждает свою добросовестность и у него есть за последние 3 года успешные контракты по № 44-ФЗ, а сумма цен этих контрактов не меньше начальной цены закупки, то представив реестр таких контрактов, обеспечение платить не будет необходимости. ВАЖНО! Добросовестность подтверждается перед подписанием контракта.

С 1 июля 2019 года введено обеспечение гарантийных обязательств. Если заказчик установил требование к гарантии в своей закупке (если есть требования к сроку гарантии, к условиям гарантии, гарантийному обслуживанию), в этом случае заказчик обязан установить требование обеспечения гарантийных обязательств в отношении поставщика.

Это обеспечение необходимо в любых конкурентных закупках. Способом обеспечения может служить как банковская гарантия, так и денежные средства – на выбор участника закупки. При этом срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренных контрактом срок исполнения гарантийных обязательств – не менее чем на 1 месяц. Срок предоставления обеспечения гарантийных обязательств равняется сроку гарантии. Срок возврата денежных средств законом не установлен. Размер обеспечения гарантийных обязательств не может превышать 10% начальной цены контракта. Исполнителем обеспечение предоставляется до подписания заказчиком документа о приемке.

При проведении «специальных» закупок, участниками которых могут быть только субъекты малого предпринимательства и социально-ориентированные некоммерческие организации, победитель закупки освобождается от предоставления обеспечения гарантийных обязательств, если подтвердит свою добросовестность.

Что касается гарантийных обязательств при описании объекта закупки, заказчик ОБЯЗАН в случае закупки машин и оборудования установить требования к гарантийному сроку товара или (и) объекты предоставления гарантий его качества, гарантийному обслуживанию товара, расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, осуществлению монтажа и наладки товара если это предусмотрено технической документацией на товар.

Кроме того, в случае закупки новых машин и оборудования заказчик дополнительно ОБЯЗАН установить требование к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика машин или оборудования; к сроку действия такой гарантии.

Во всех остальных случаях установление требования – право заказчика, а не обязанность.

При проведении закупок с предоставлением преференций субъектам малого предпринимательства и социально-ориентированным некоммерческим организациям, заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта и обеспечения гарантийных обязательств.

С 1 июля 2020 года заказчики получают право вовсе не требовать обеспечения гарантийных обязательств (даже если установлены требования к гарантии на продукция) при проведении любых закупок.

Меняются и требования к обеспечению исполнения контрактов:

  • минимальный размер обеспечения исполнения контракта снижается с 5% до 0,5%;
  • обеспечение исполнения контрактов можно вообще не устанавливать, если требуется казначейское сопровождение контракта. Если заказчик все же его устанавливает, то размер обеспечения – не более 10% начальной цены контракта;
  • обеспечение исполнения контрактов устанавливается от разницы между начальной ценой контракта и размером аванса, если расчеты по выплате аванса подлежат казначейскому сопровождению.

Что касается ограничений на размер авансовых платежей, то на правоотношения при заключении договоров (государственных контрактов) на поставку товаров, выполнения работ и оказание услуг в рамках мероприятий, связанных с предупреждением и распространении ем новой коронавирусной инфекции не распространяется действие пункта 4.8.1 Приказа Министерства финансов Пермского края от 30 ноября 2007 г. № 164 «О порядке исполнения краевого бюджета по расходам и источникам финансирования дефицита бюджета», который гласит, что получатель средств при заключении договоров (государственных контрактов) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг вправе предусматривать авансовые платежи: до 100% - при закупках по перечню; в размере организационных и регистрационных взносов – по договорам на оказание услуг по участию в научных конференциях, мероприятиях федерального значения и мероприятиях Приволжского федерального округа; в размере до 30% суммы договора (государственного контракта), если иное не предусмотрено действующим законодательством, - по остальным оговорам (государственным контрактам).

26 апреля вступили в силу правила списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015 и (или) 2016 годах обязательств, предусмотренных контрактом. В соответствии с этими правилами неустойку нельзя списывать, если в контракте в 2020 году по соглашению сторон были изменены условия о сроке исполнения контракта, цене контракта, цене единицы товара, работы, услуги, количестве товаров, объеме работ, услуг, предусмотренных контрактами. Также списание неустойки недопустимо, если в 2020 году обязательства не были исполнены в полном объеме в связи с возникновением форс-мажорных обстоятельств из-за распространения коронавируса, повлекших невозможность исполнения контракта.