Вопросы для обсуждения:
1. Результаты анализа состояния рынка оказания транспортных услуг на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами в Пермском крае после прекращения государственного регулирования тарифов на оказание данных услуг.
2. Проблемные вопросы, связанные с оказанием транспортных услуг на подъездных железнодорожных путях необщего пользования, в том числе обусловленных прекращением государственного регулирования тарифов.
Предыстория вопроса.
Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право регулировать тарифы на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта.
На территории Пермского края тарифное регулирование осуществлялось в части установления тарифов на подачу и уборку вагонов, маневровую работу локомотивов деятельности и прекращено с 1 января 2022 года.
Владельцы подъездных железнодорожных путей необщего пользования в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон № 147-ФЗ) являются субъектами естественных монополий.
После отмены государственного регулирования тарифов на транспортные услуги рост цен на услуги составил до 220 процентов, что привело к спорам между хозяйствующими субъектами.
Снятие споров между хозяйствующими субъектами возможно при частичном возврате государственного регулирования данной деятельности.
Учитывая, что часть работ, связанных с оказанием транспортных услуг может выполняться не только субъектами естественной монополии, то целесообразно не регулировать тарифы на данные услуги в связи с возможностью их саморегулирования в рамках естественных рыночных процессов.
Вместе с тем отношения с владельцем железнодорожных путей по использованию железнодорожных путей относится к деятельности естественной монополии.
Ценовое регулирование посредством определения цен (тарифов) или их предельного уровня является одним из методов регулирования естественных монополий (ст. 6 Закона № 147-ФЗ).
Анализ правовых актов иных субъектов Российской Федерации свидетельствует о наличии в крупных регионах системы регулирования данной деятельности (г. Санкт-Петербург, Московская, Ленинградская, Костромская, Амурская, Тюменская области и др).
При этом кроме указанных выше услуг в ряде регионов регулируются тарифы за услуги по текущему ремонту подъездных путей, за выполнение погрузочно-разгрузочных работ и др.
При расчете тарифов применяются как правило методы обоснованных расходов либо метод индексации.
Учитывая изложенное, вопрос возврата к государственному регулированию тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных путях железнодорожного транспорта, необходимо обсудить с представителями предпринимательского сообщества.
В работе круглого стола примут участие Министр тарифного регулирования и энергетики Пермского края Мария Алексеевна Козлова, заместитель министра, начальник управления топливно-энергетического комплекса Анна Викторовна Бабкина, представители бизнеса.
Место: Пермская ТПП (ул. Советская, 24 Б, конференц-зал);
Дата и время: 14 августа, 14:00.
Обязательное подтверждение участия: сообщить контактные данные участника (ФИО, должность, эл.почта, номер телефона) в департамент по работе с клиентами и членами Пермской ТПП по электронной почте partner@permtpp.ru