Разные контролеры не будут проверять соблюдение одних и тех же требований.
|
-
В Законе № 248-ФЗ устанавливается, что вмешательство контролеров в деятельность контролируемых лиц должно быть соразмерно возможным последствиям допущенных ими нарушений.
-
При проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия необходимо соблюдать принцип недопустимости проверки соблюдения одних и тех же обязательных требований несколькими контролирующими органами в отношении 1 объекта контроля (ст. 9, пп. 7 п. 8 ст. 66 Закона № 248-ФЗ).
|
Все проверки зафиксируют онлайн.
|
-
Единый реестр видов государственного и муниципального контроля (надзора);
-
Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий; Информационную систему досудебного обжалования;
-
Реестр заключений о подтверждении соблюдения обязательных требований;
-
Информационные системы контрольных (надзорных) органов.
Благодаря этому лица, в отношении которых проводятся проверки, смогут отследить правомерность их проведения, а также получить оперативный доступ ко всем необходимым документам и сведениям (ст. 17 Закона № 248-ФЗ).
|
Сохранится риск-ориентированный подход при проведении контрольно-надзорных мероприятий.
|
-
Суть профилактического визита — это информирование о действующих требованиях, способах снижения рисков, видах контрольных мероприятий, которые ожидают работодателя. Профилактический визит проводится либо путем посещения организации, либо с помощью видеоконференцсвязи. Проверяющие обязательно придут в организации, которым присвоена категория высокого или значительного риска, и на производства с высоким уровнем травматизма. Продолжительность профилактического визита — не более 8 часов.
-
Объявление предостережения готовится, если у инспекторов имеются сведения о готовящихся нарушениях или их признаках:
|
Запретили оценивать эффективность контролирующего органа по количеству проверок.
|
Это должно привести к сокращению проверок и наложенных штрафов (п. 7 ст. 30 Закона № 248-ФЗ).
|
Определены способы сокращения количества проверок.
|
Например, организация может быть освобождена от проведения плановых проверок при заключении договора страхования рисков причинения вреда (ущерба) (п. 9 ст. 25 Закона № 248-ФЗ). Похожее правило предлагается применять и к членам саморегулируемых организаций, в отношении которых саморегулируемая организация проводит контроль (п. 1 ст. 55 Закона № 248-ФЗ).
-
Предусмотрен такой способ освобождения от проверок, как признание результатов независимой оценки соблюдения обязательных требований. Законом может быть установлен порядок, при котором организация проходит оценку соблюдения требований закона в независимой аккредитованной организации, а контролирующий орган принимает результаты такой оценки и не проводит дополнительные проверки в случае успешных результатов процедуры оценки (ст. 54 Закона № 248-ФЗ).
|
Введены новые формы контроля и надзора.
|
-
выездное обследование (визуальное обследование по месту нахождения (ведения деятельности) организации, гражданина, объекта контроля путем осмотра общедоступных производственных объектов без уведомления контролируемого лица);
-
мониторинговую закупку (закупка товара или заказ работ/услуг для направления на испытание, экспертизу, исследование для проверки соответствия требованиям к безопасности и (или) качеству);
-
выборочный контроль (отбор образцов продукции (товаров) по месту их хранения и (или) реализации с целью подтверждения их соответствия обязательным требованиям к безопасности и (или) качеству);
-
инспекционный визит (визит должностного лица контролирующего органа по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица, в ходе которого осуществляется осмотр, опрос, получение объяснений, инструментальное обследование и истребование документов).
-
Предполагается, что новые виды контроля потребуют меньшего количества издержек со стороны контролируемых лиц, а также помогут сократить время взаимодействия с контролерами или вовсе избежать контактов. Кроме того, инспекционный визит и выездную проверку можно будет проводить с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством аудио- или видеосвязи (ст. 56 Закона № 248-ФЗ).
|
Проверки станут короче.
|
-
Срок проведения документарной и выездной проверок не будет превышать 10 рабочих дней (п. 7 ст. 72, п. 7 ст. 73 Закона № 248-ФЗ). По действующим сегодня правилам, закрепленным в п. 1 ст. 13 Закона № 294-ФЗ, проверка может длиться до 20 рабочих дней.
|
Мониторинг вместо плановых проверок.
|
-
В качестве одного из способов снижения интенсивности контрольно-надзорных мероприятий Закон № 248-ФЗ предлагает мониторинг сведений об объекте контроля на условиях соглашения между контролируемым лицом и контрольным (надзорным) органом. Он может проводиться при помощи дистанционных технических средств, работающих в автоматическом режиме. Такие устройства будут осуществлять фото- и киносъемку, видеозапись, собирать другую информацию для контролирующего органа.
-
Лицо, находящееся под таким мониторингом, будет освобождено от плановых проверок соблюдения требований, контроль которых осуществляется при проведении мониторинга (ст. 96 Закона № 248-ФЗ).
|
Выездная проверка должна проводиться только в исключительных случаях.
|
-
удостовериться в полноте и достоверности имеющихся сведений, содержащихся в документах и (или) в объяснениях, полученных от контролируемого лица;
-
оценить соответствие деятельности, действий (бездействия) контролируемого лица и (или) принадлежащих ему и (или) используемых им объектов контроля обязательным требованиям без выезда на указанное в ч. 2 настоящей статьи место совершения необходимых контрольных (надзорных) действий, предусмотренных в рамках иного вида контрольных (надзорных) мероприятий (п. 3 ст. 73 Закона № 248-ФЗ).
|
Будут лучше защищены права контролируемых лиц.
|
-
Закон № 248-ФЗ определяет порядок возмещения вреда, если он был причинен в ходе контрольного мероприятия, порядок досудебного обжалования решений и действий контролирующих органов.
-
В законе закреплена возможность признания решения, принятого по результатам любого контрольного (надзорного) мероприятия, проведенного с грубым нарушением (ранее согласно ст. 20 закона № 294-ФЗ это было возможно только в отношении результатов одного мероприятия – проверки). Результаты контрольного (надзорного) мероприятия в этом случае признаются недействительными, а их повторное проведение возможно только по согласованию с прокуратурой (гл. 8, 9, ст. 91 Закона № 248-ФЗ).
|