ВОПРОС 1. Наше предприятие–импортер закупаем товар за валюту. В связи с резким ростом курсов валют и удорожанием закупаемой продукции будет ли выдан сертификат о форс-мажоре? Также скажите, можно ли по этой причине приостановить платежи банку по валютному или рублевому кредиту?
ОТВЕТ: Нет, все эти обстоятельства форс-мажором не являются. В соответствии с законом и со сложившейся судебной практикой к обстоятельствам непреодолимой силы не могут быть отнесены предпринимательские риски, в частности, ухудшение экономического состояния предприятия, финансово-экономический кризис, изменение валютного курса, девальвация национальной валюты.
В вышеуказанных случаях необходимо вести переговоры с контрагентами по изменению условий заключенных договоров.
ВОПРОС 2 и 3.
(2) Мы не можем исполнить обязательства по государственному контракту, связанному с поставкой товаров, производимых в Китае, по причине неисполнения контрактных обязательств китайским предприятием - оно приостановило работу из-за эпидемии. Как мы можем доказать свою добросовестность перед госзаказчиком и избежать штрафных санкций?
(3) Являемся исполнителями контрактных обязательств по гособоронзаказу (ФЗ №275), но не можем исполнить в срок ввиду задержки поставок иностранных комплектующих, в том числе из КНР, где часть предприятий закрыта на карантин. По госконтракту будет признан форс-мажор или это относится только к договору с китайским заводом?
ОТВЕТ: В указанных ситуацииях иностранная компания должна обратиться в Китайский комитет по содействию международной торговле (CCPIT) за получением сертификата о форс-мажоре и направить его вам. Вы, в свою очередь, вправе предоставить указанный документ российскому заказчику в качестве обоснования причины просрочки исполнения своих обязательств. Если этот товар является уникальным или приобрести его в данных условиях у другого поставщика не представляется возможным, заказчик может пойти навстречу. Однако по данному договору само по себе это обстоятельство форс-мажорным заказчик может и не признать – многое зависит от конкретных условий, предусмотренных в госконтракте. В любом случае, оформленный китайскими органами сертификат о форс-мажоре поможет в решении проблемы.
ВОПРОС 4. Что делать, если закупка на проведение мероприятия объявлена, но целесообразность проведения мероприятия отпала?
ОТВЕТ: В случае, если срок для отмены закупки, предусмотренный частью 1 статьи 36 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - закон 44-ФЗ) истек, рекомендуем воспользоваться частью 2 статьи 36 закона 44-ФЗ, т.к. распространение новой короновирусной инфекции вызванной 2019-nCoV является обстоятельством непреодолимой силы.
ВОПРОС 5. Какие новые преференции при участии в закупках положены малому бизнесу?
ОТВЕТ: До 31 декабря 2020 года заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта, обеспечения гарантийных обязательств в извещении об осуществлении закупки и (или) в проекте контракта, за исключением случая, если контрактом предусмотрена выплата аванса.
ВОПРОС 6. Можно ли внести изменения в заключенные контракты в части переноса сроков?
ОТВЕТ: Из части 65 статьи 112 закона 44-ФЗ следует, что в 2020 году по соглашению сторон допускается изменение срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 закона), если при его исполнении в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, а также в иных случаях, установленных Правительством Российской Федерации, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения.
Предусмотренное изменение осуществляется при наличии в письменной форме обоснования такого изменения на основании:
- решения Правительства Российской Федерации,
- решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации,
- решения местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд и после предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения исполнения контракта (если данные изменения влекут за собой возникновение новых обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя).
При этом изменение может быть осуществлено только в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств.
Также частью 1 статьи 95 закона 44-ФЗ установлена возможность внесения изменения в действующие контракты.
Специалисты Пермской ТПП дают консультации бизнесу по разъяснению решений власти разного уровня, которые касаются порядка ведения бизнеса в период распространения коронавирусной инфекции. Если у вас есть вопросы, обращайтесь в Пермскую ТПП по телефону: (342) 235-78-48 или отправляйте свои вопросы через подвижную кнопку сайта в правом поле страницы.