ЕДИНЫЙ НОМЕР +7-342-235-78-48
Вернуться к списку

Не только про продукты

16 Ноя 2017. Источник: газета «Деловое Прикамье»
Сдвинуты сроки запуска проекта "Покупай пермское".

Производственники в один голос говорят о необходимости повторного запуска программы "Покупай пермское". Помощь местным производителям в выходе на федеральные ритейл-сети, система оценки качества продукта и возвращение узнаваемого "единого бренда" для изготовленных в Перми товаров, по мнению предпринимателей, работающих в самых разных отраслях, поможет им расширить рынки сбыта и увеличить производительность.

О том, что программа "Покупай пермское" возрождается и будет поддержана на уровне администрации края, было заявлено еще в мае прошлого года. В октябре планировалось запустить полноценную поддержку проекта - в том числе на государственном уровне. Однако правительство края не успело подготовить проект и доработать необходимую документацию.

Сейчас старт проекта перенесен на конец ноября - за месяц в правительстве должны определить оператора проекта и разработать постановление, фиксирующее основные его положения.

РАЗНЫЕ ПО УРОВНЮ

Напомним, что реализация первого проекта "Покупай пермское" началась в 2009 году. Его основной задачей было увеличение доли местных сельхозтоваропроизводителей на внутреннем рынке Прикамья. Более 200 прикамских предприятий на безвозмездной основе получили право пользоваться логотипом с изображением медведя и слогана "Покупай пермское", существенные скидки на аренду торговых помещений, содействие в процессе захода в торговые сети и маркетинговую поддержку.

В 2011 году проект был закрыт. Экс-министр сельского хозяйства Пермского края Иван Огородов сообщил тогда, что качество продовольственных товаров, производимых на территории Пермского края, существенно различалось. Наиболее успешные производители не захотели заходить на рынок под единым зонтичным брендом с аутсайдерами. Однако многие торговые марки Пермского края продолжали использовать логотип проекта в оформлении своих товаров - а торговые сети привлекали с его помощью внимание к товарам местных производителей.

К вопросу вернулись вновь после резкого скачка интереса к местным товаропроизводителям и роста числа производств, вызванного введенными в 2014 году санкциями. С 2011 года на пермском рынке появились не только новые индивидуальные предприятия с малыми производствами, но и несколько крупных игроков, поставляющих товары мясного и молочного производства. Однако проблемы перед ними стоят все те же - низкая узнаваемость среди потребителей и невозможность занять свою нишу в федеральных торговых сетях.

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЗАИНТЕРЕСОВАНО

Очевидно, что в проекте "Покупай пермское" правительство Пермского края сегодня заинтересовано. В частности, министр промышленности, предпринимательства и торговли Алексей Чибисов на публичных слушания бюджета Пермского края говорил о финансировании его возрождения. По его словам, благодаря финансированию из бюджета проекта доля продукции местных производителей в пермских магазинах за следующие три года может увеличиться с 18 до 27%.

- Необходимая поддержка государства заключается не столько и не только в деньгах и развитии брендов, особенно, когда мы говорим о самодостаточном бизнесе, - говорит один из идеологов перезапуска проекта "Покупай пермское", вице-президент Пермской торгово-промышленной палаты Елена Гилязова. -Это и лоббирование интересов пермского товаропроизводителя, и создание совместных инструментов продвижения. Самое главное — это самоорганизация, нужная, чтобы решать общие задачи. Возрожденный проект "Покупай пермское", как и его предшественник, призван оказать поддержку региональным производителям. Но авторы проекта решили отказаться только от "продуктовой" составляющей - они хотят охватить рынок более широко.

- Я считаю одним из главных упущений, что при запуске проекта "Покупай пермское" в первый раз мы ограничились продвижением под региональным брендом только сельскохозяйственной продукции, - отмечает Елена Гилязова. - Со временем пришло понимание, что он должен охватывать все предприятия, которые работают в Пермском крае, платят здесь налоги и создают новые рабочие места. Причем не только товары, но и услуги -образовательные или медицинские - смогут получить поддержку нашего зонтичного бренда.

Но именно пермские сельхозтовары могут стать "локомотивом" проекта. Тут краю есть что показать - Прикамье входит в двадцатку лучших регионов России по производству молока. За пределы края со своей продукцией вышли ведущие производители "молочки" - такие, как ООО "ВЕЛИКОЛЕНСКОЕ", ООО "Суксун-ское", ООО "Агрофирма "Труд", ООО "Маслозавод Нытвенский", ООО "Вемол" и агрохолдинг "Ашатли".

ВСЕГО ЛИШЬ СУБПОДРЯДЧИКИ

Елена Гилязова пояснила, почему местным товаропроизводителям нужна помощь в продвижении товаров и услуг. Достойно представить свою продукцию на региональном и российском рынках могут далеко не все. Этим пользуются посредники, увеличивающие стоимость товара. Пример такого посредничества - IT-сфера, где сегодня работают компании, производящие перспективные программные продукты, которые толком не выходят на рынок. Перепродажа IT-разработок приводит к тому, что пермские же предприятия перекупают произведенный в Перми продукт втрое дороже у москвичей. А наши разработчики выступают лишь в роли субподрядчиков и лишаются части заказов.

Кардинальным отличием нового проекта "Покупай пермское", по словам представителей регионального Минпромторга, также станет его деление на уровни. Первый уровень ориентирован на все работающие в Прикамье предприятия - любой региональный производитель мог получить право размещать на своих товарах знак "Покупай пермское". На втором уровне предприятия, прошедшие все необходимые экспертизы и доказавшие качество своего товара, под зонтичным брендом "Покупай пермское" представят в федеральных торговых сетях, а правительство края начнет работать над их продвижением за пределы региона. Оценкой пермских товаров, по предварительным договоренностям, должно было заняться АНО "Российская система качества" - соглашение об этом между Роскачеством и правительством Прикамья уже подписано. Третий уровень программы - для известных брендов. Им предложат стать визитной карточкой Прикамья и представлять регион на выставках и международных мероприятиях.

Интересно, что край до сих пор не определился с оператором проекта - ведь наиболее активно по нему сегодня уже работает Пермская торгово-промышленная палата. Так, в сентябре ПТПП провела презентацию пермских продуктов и товаров в сети магазинов "СемьЯ". Елена Гилязова отмечает, что Торгово-промышленная палата не откажется от работы в проекте, даже если оператором выберут другую организацию.

- Мы продолжаем обсуждать проект с разными аудиториями, чтобы понять интерес бизнеса. Нам это интересно независимо от того, как и когда запустит проект правительство. Сегодня мы хотим создать своеобразную моду на покупку "пермского" - чтобы и сами жители края покупали товары нашего производства, и чтобы Пермь узнавали в других регионах и странах, - говорит Елена Гилязова.

Ольга Игнатова, пекарь, индивидуальный предприниматель:

- Мы возродили традиционную пекарню недалеко от села Ильинское. У нас есть дровяная печь, в которой мы выпекаем до 300 буханок за одну закладку. Тесто готовим без использования промышленных дрожжей, на собственной аутентичной закваске. Ильинский хлеб выпекается из натуральной муки, а не из промышленных смесей. В смесях присутствуют улучшители и усилители вкусов, ароматизаторы и дрожжи, а зачастую даже пальмовое масло - во всех видах нашего хлеба и сдобы используются только мука и масло, растительное либо сливочное...

И эта "натуральность" оказывается нашей самой большой и почти нерешаемой проблемой. Потому что она не позволяет нам выйти на полки больших магазинов.

Почему так сложилось? Каждый продавец, будь то индивидуальный предприниматель или торговая сеть, конечно же, стремится к прибыли. То есть подешевле купить и подороже продать. И при этом мало кого волнует, что в нашей продукции нет консервантов, что мы используем только качественное сырье, или наша булка хлеба испечена в русской печи. И это при том, что цены у нас лояльные, практически ни чем не отличаются от цен других производителей.

Малым предпринимателям в крае сегодня вообще приходится тяжело. У нас есть проблемы со сбытом, с логистикой, с конкуренцией с более крупными производителями - мы не можем снижать цену так же сильно, как они. Но самое главное - краевой малый бизнес проигрывает: не умеет преподнести свой продукт, рассказать о нем. О нас почти не знают потребители - а мы не знаем, как до них достучаться.

И тут поддержка краевых властей тоже очень пригодилась бы. В первую очередь - в продвижении местных брендов, причем не просто любых изготовителей продукции, а тех, кто делает действительно нечто уникальное, держит высокое качестве своих товаров и сохраняет традиции нашего края. Ведь это, в первую очередь, не просто товар - это имидж нашего Прикамья.

Римма Путилова, коммерческий директор ООО "Россапром":

- Наше предприятие ООО "Росса-пром" является пермским производителем товаров бытовой химии в низком ценовом сегменте - это сейчас наиболее востребовано конечным покупателем. Сегодня мы - динамично развивающаяся компания, которая представляет свою продукцию в Свердловской, Тюменской, Челябинской областях, в Башкирии и Удмуртии. Наша продукция широко представлена в Пермском крае: в локальных сетях, таких, как "СемьЯ", "Лион", "Стрекоза", "Матрона", а также в розничных точках города и края- под торговой маркой "Sanros".

Пермским производителям сегодня очень важна поддержка со стороны региональных властей в продвижении в федеральные ритейл-сети. Важно, чтобы продукция местных производителей присутствовала в федеральных сетях хотя бы в Пермском крае, и покупатель приобретал именно наше, пермское. Также важно, чтобы региональные власти могли осуществлять оценку качества продукции пермских производителей, чтобы качественный и достойный товар получал конечный покупатель.

Тут есть две проблемы. Главная наша проблема - это входная цена в сети такого формата. Она должна быть очень низкая - ведь, когда формируется цена для покупателя, необходимо учитывать логистические затраты и маркетинговые, которые несет производитель. Но не хочется, чтобы при снижении себестоимости страдало качество товара. Соответственно для снижения себестоимости товара помогла бы пермским производителям и льготная программа по налогообложению - на первое время захода в магазины федеральных сетей и роста узнаваемости бренда.

Второе - в крупные сети с коммерческим предложением достаточно сложно попасть производителям, чья марка не так узнаваема и раскручена, как мультинациональные бренды. Здесь нам тоже необходимы поддержка и помощь региональных властей - например, единая "дорожная карта" для местных брендов, когда возможность их захода на прилавки будет обсуждаться не в формате "каждый сам за себя", а на самом высоком уровне.

Источник: газета «Деловое Прикамье»

ВИДЕО

Роль пресс-центра Пермской ТПП выполняет отдел по связям с общественностью.

Мы готовы оказать содействие журналистам в:
Будем рады вашему обращению!

Ксения Невоструева, +7 922 384 71 50, k.nevostrueva@permtpp.ru
Евгения Толмачева, (342) 235-78-48 (доб. 127), e.tolmacheva@permtpp.ru